ДМИТРИЙ МАЛИКОВ: Любимчик Маликов.
Скажи:
"Маликов". И будто уже слышен визг
целой армии экзальтированных поклонниц
в мини... Так было: "Добрый малый Дима
Маликов". А сегодня ещё тысячи газет,
словно в издевку, назовут его "юбиляром".
-
Как там про меня говорят? "Он такой
интеллигентный, романтичный, приятный
во всех отношениях..." - цитирует Дима
привычные слова о себе. Я - сзади, он -
спереди. Нет, не за рулем - у него свой
водила.
-
Всё-таки дает о себе знать
консерваторское образование? Если не
ошибаюсь, еще в 1995-м ты исполнял концерт
Листа. Душа просит?
-
Я бы так сказал: 35 лет - это этап
взросления, повод к переосмыслению
своего творчества. Конечно, я не брошу
пение, столько лет приносившее мне
удовлетворение, да и - прости за прямоту -
кормившее мою семью. Но в поп-музыке я
достиг всего, чего только может желать
музыкант в нашей стране. Поэтому и
расцениваю свой юбилей (и сам концерт)
как возможность сделать первый шаг к
серьезному инструментальному шоу.
Такому, как у Вангелиса или Жан-Мишеля
Жарра. Хотя последний и не самый
передовой инструменталист, его
мультимедийные технологии очень
любопытны.
-
Постой-постой, и прямо-таки будешь
играть Рахманинова? В оригинале? Или в
оригинальной трактовке?
-
Знаешь, моё четкое убеждение: трогать
классику нельзя. Как написали, так и надо
играть. Тем более мне есть на кого
равняться: всегда слушаю любимую Соль-минорную
прелюдию Сергея Васильевича в
исполнении Святослава Рихтера.
-
А ты не боишься, что поклонники, слыша от
тебя "соль-минор", "Рихтер", не
очень поймут своего кумира?
-
Истинные поклонники не подумают ничего
дурного. Я всегда к этому стремился.
Просто не доходили руки. Но ты можешь
вспомнить, например, пластинку "Страх
Полета" 1997 года. Когда мы её
записывали, студия горела... Эх! Взрослею.
И сейчас у меня есть возможность за счет
своей песенной карьеры привлечь
внимание молодежи к чему-то новому,
достойному.
-
Пора уж, Дим. А то проводил тут Швыдкой
круглый стол на тему "Культура России
в XXI веке", так многие интеллектуалы
прямо заявляли о своем бойкоте
телевидению - всем этим сериалам,
концертам-штамповкам...
-
И ведь это только начало. Но пойми, что я
сам - человек, вышедший из эстрады, и не
могу здесь никого критиковать. Да,
ситуация с популярным жанром во многом
тупикова. Так, мой хороший друг, один из
лидеров арт-авангарда Олег Кулик
сравнивает поп-музыку с холстом, на
котором всё плоско, нет объёма - внутрь
не заглянешь. Например, сегодня едва ли
возможно написать настоящую
патриотическую песню.
-
Кстати, Швыдкой к этому призывает.
-
Если это и делать, то на уровне самых
выдающихся музыкантов. Взять ту же "Мне
кажется порою, что солдаты...". Это
вершина военной лирики. Очень трудно
создать сейчас что-то подобное. И нужно
ли? Это то же самое, как писать музыку в
стиле Моцарта. Его-то уже не превзойти!
Надо искать новые пути. А то, что нынче
выдается под видом "патриотической
песни", как-то подчас простовато, если
не сказать пошловато.
-
Диагноз: тупик...
-
Но я пытаюсь найти выход, хотя не знаю,
хватит ли мне таланта, сил, возможностей.
Надо иметь в виду, что если ты встал на
путь бессловесной инструменталистики,
твоё будущее в материальном отношении
становится весьма туманно. Но сидеть и
пользоваться плодами своей былой
популярности я не буду.
...Можно
выходить - приехали: репетиционная
студия Димы Маликова. Тут к нему
фотограф подстраивается: "А нет ли у
вас электрогитары? А то взяли бы. Дима:
"Но ведь я же клавишник: вот
синтезатор, рояль..." Фотограф: "А-а...
Простое гитарой эффектней".
Какие-то
из Диминых идей воплотятся уже сегодня:
Скажем, "Ямаха" под заказ сделала
прозрачный рояль (форма - классическая,
хотя это сложный синтезатор). Крышка
рояля - экран, из которого в зал вылетают
"струны" - от сердца к сердцу.
-
Когда играет только музыка, у человека
возникает собственный ряд ассоциаций,
он может сам домыслить и додумать.
-
Но ты уж не пугай так почтенную публику.
А то люди подумают, что ты даешь обет
молчания.
-
Нет, я сохраню в репертуаре хитовые вещи,
но всё активнее пойду по пути слияния
жанров: буду использовать цирковые и
балетные номера, во время моих концертов
молодые художники будут выставлять свои
картины, найду шикарную диву с оперным
голосом...
-
То есть заманиваешь эффектами?
-
Точно. Но ведь это самое трудное -
заинтересовать. Вот посмотри: включено
радио. Рядом человек стоит. Но разве он
слушает радио? Нет. Все становится фоном.
Бесцветным, безликим... Как и предрекал
Энди Уорхол: "Всяк из вас будет
знаменит, но лишь 15 минут".
-
15 минут прошли. Но ты по-прежнему
знаменит.
-
Я чувствую себя счастливым человеком,
находящимся в самом расцвете сил -
физических и эмоциональных. Теперь
только нужно немножечко везения, чтобы
угадать правильную форму подачи моей
музыки. А это трудно. Я ведь избалован
массовым успехом и хочу сохранить этот
успех и впредь.
-
Впору позавидовать "Роллингам":
старички, а такая энергетика прёт!
-
Им завидовать бесполезно. Можно
собирать стадионы, но быть несчастным. И
наоборот.
-
А ты хочешь и то и другое?
-
Да.
-
Достижимо?
-
Я сказал, что "хочу этого", но не
сказал, что "так будет". Но ничего
страшного: переживу.
-
Семейное счастье всё-таки дороже?
-
Семья... работа... одно без другого
невозможно. Надо иметь чистые помыслы и
добрую душу, следовать судьбе, не делать
людям зла, прощать.
-
Дима, бывает так, что дети знаменитых
людей вырастают одинокими. Стеша тебя
ведь не часто видит?
-
Не часто. Но мы с Леной (с женой)
стараемся всюду таскать её с собой. Она
только и твердит: "Опять привели меня
в ваш проклятый-дурацкий ресторан!" Но
я-то знаю, как она любит спагетти. Только
этим и умасливаю. Стеша - общительная,
веселая, но сцены немного стесняется.
Другое дело - племянник Дима (сын моей
сестры Инны): вот это боевой парень!
Ходит и песни распевает: "Увезу тебя я
в тундру", "Мой адрес - Советский
Союз". Хлебом не корми... А у папы моего
есть мечта сделать ансамбль из них двоих
- "Самоцветы XXI века": такая вот
стариковская реакция...
-
Это папа дожал тебя в консерваторию - сам
бы не пошел?
-
Точно. Даже не знаю, как мне тогда всё
удавалось сочетать... Столько сил у
человека в юности! Помню, отец всегда
говорил: "Дима, кем бы ты ни был -
композитором или пианистом, - ты
обязательно должен заниматься
аранжировкой. Труд этот ценен и всегда
тебя накормит..." Тысячу раз убеждаюсь
в его правоте. Кстати, с отцом мы
приготовили номер: он - на контрабасе, я -
на клавишных исполняем
инструментальную композицию "Родня".
А мама помогает мне сейчас по
административной части, организует
концерты.
-
Родители - понятно. Но жена? Сам сказал,
что с "инструментальным Малиновым"
экономическое будущее становится
туманно...
-
Жена? Она обладает удивительным для
женщины качеством: Лена совершенно не
меркантильный человек. Скромна в своих
требованиях. Да и потом: когда о деньгах
не сильно думаешь, случаются какие-то
"нечаянные радости", как мы их
называем. Забудь о проблеме - и сразу
дополнительные концерты появляются.
Главное, что есть высшая цель - цель
гуманная и творческая. Я музицирую
искренне, от души, окруженный командой
единомышленников. Не это ли счастье?
ЯН СМИРНИЦКИЙ
"МК в Питере", №5/2005
|