ДМИТРИЙ МАЛИКОВ: Любимчик Маликов. ("МК в Питере", №5/2005)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕССА

<<СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЁЗДАМИ, РЕЦЕНЗИИ>>


ДМИТРИЙ МАЛИКОВ: Любимчик Маликов.

Скажи: "Маликов". И будто уже слышен визг целой армии экзальтированных поклонниц в мини... Так было: "Добрый малый Дима Маликов". А сегодня ещё тысячи газет, словно в издевку, назовут его "юбиляром".

- Как там про меня говорят? "Он такой интеллигентный, романтичный, приятный во всех отношениях..." - цитирует Дима привычные слова о себе. Я - сзади, он - спереди. Нет, не за рулем - у него свой водила.

- Всё-таки дает о себе знать консерваторское образование? Если не ошибаюсь, еще в 1995-м ты исполнял концерт Листа. Душа просит?

- Я бы так сказал: 35 лет - это этап взросления, повод к переосмыслению своего творчества. Конечно, я не брошу пение, столько лет приносившее мне удовлетворение, да и - прости за прямоту - кормившее мою семью. Но в поп-музыке я достиг всего, чего только может желать музыкант в нашей стране. Поэтому и расцениваю свой юбилей (и сам концерт) как возможность сделать первый шаг к серьезному инструментальному шоу. Такому, как у Вангелиса или Жан-Мишеля Жарра. Хотя последний и не самый передовой инструменталист, его мультимедийные технологии очень любопытны.

- Постой-постой, и прямо-таки будешь играть Рахманинова? В оригинале? Или в оригинальной трактовке?

- Знаешь, моё четкое убеждение: трогать классику нельзя. Как написали, так и надо играть. Тем более мне есть на кого равняться: всегда слушаю любимую Соль-минорную прелюдию Сергея Васильевича в исполнении Святослава Рихтера.

- А ты не боишься, что поклонники, слыша от тебя "соль-минор", "Рихтер", не очень поймут своего кумира?

- Истинные поклонники не подумают ничего дурного. Я всегда к этому стремился. Просто не доходили руки. Но ты можешь вспомнить, например, пластинку "Страх Полета" 1997 года. Когда мы её записывали, студия горела... Эх! Взрослею. И сейчас у меня есть возможность за счет своей песенной карьеры привлечь внимание молодежи к чему-то новому, достойному.

- Пора уж, Дим. А то проводил тут Швыдкой круглый стол на тему "Культура России в XXI веке", так многие интеллектуалы прямо заявляли о своем бойкоте телевидению - всем этим сериалам, концертам-штамповкам...

- И ведь это только начало. Но пойми, что я сам - человек, вышедший из эстрады, и не могу здесь никого критиковать. Да, ситуация с популярным жанром во многом тупикова. Так, мой хороший друг, один из лидеров арт-авангарда Олег Кулик сравнивает поп-музыку с холстом, на котором всё плоско, нет объёма - внутрь не заглянешь. Например, сегодня едва ли возможно написать настоящую патриотическую песню.

- Кстати, Швыдкой к этому призывает.

- Если это и делать, то на уровне самых выдающихся музыкантов. Взять ту же "Мне кажется порою, что солдаты...". Это вершина военной лирики. Очень трудно создать сейчас что-то подобное. И нужно ли? Это то же самое, как писать музыку в стиле Моцарта. Его-то уже не превзойти! Надо искать новые пути. А то, что нынче выдается под видом "патриотической песни", как-то подчас простовато, если не сказать пошловато.

- Диагноз: тупик...

- Но я пытаюсь найти выход, хотя не знаю, хватит ли мне таланта, сил, возможностей. Надо иметь в виду, что если ты встал на путь бессловесной инструменталистики, твоё будущее в материальном отношении становится весьма туманно. Но сидеть и пользоваться плодами своей былой популярности я не буду.

...Можно выходить - приехали: репетиционная студия Димы Маликова. Тут к нему фотограф подстраивается: "А нет ли у вас электрогитары? А то взяли бы. Дима: "Но ведь я же клавишник: вот синтезатор, рояль..." Фотограф: "А-а... Простое гитарой эффектней".

Какие-то из Диминых идей воплотятся уже сегодня: Скажем, "Ямаха" под заказ сделала прозрачный рояль (форма - классическая, хотя это сложный синтезатор). Крышка рояля - экран, из которого в зал вылетают "струны" - от сердца к сердцу.

- Когда играет только музыка, у человека возникает собственный ряд ассоциаций, он может сам домыслить и додумать.

- Но ты уж не пугай так почтенную публику. А то люди подумают, что ты даешь обет молчания.

- Нет, я сохраню в репертуаре хитовые вещи, но всё активнее пойду по пути слияния жанров: буду использовать цирковые и балетные номера, во время моих концертов молодые художники будут выставлять свои картины, найду шикарную диву с оперным голосом...

- То есть заманиваешь эффектами?

- Точно. Но ведь это самое трудное - заинтересовать. Вот посмотри: включено радио. Рядом человек стоит. Но разве он слушает радио? Нет. Все становится фоном. Бесцветным, безликим... Как и предрекал Энди Уорхол: "Всяк из вас будет знаменит, но лишь 15 минут".

- 15 минут прошли. Но ты по-прежнему знаменит.

- Я чувствую себя счастливым человеком, находящимся в самом расцвете сил - физических и эмоциональных. Теперь только нужно немножечко везения, чтобы угадать правильную форму подачи моей музыки. А это трудно. Я ведь избалован массовым успехом и хочу сохранить этот успех и впредь.

- Впору позавидовать "Роллингам": старички, а такая энергетика прёт!

- Им завидовать бесполезно. Можно собирать стадионы, но быть несчастным. И наоборот.

- А ты хочешь и то и другое?

- Да.

- Достижимо?

- Я сказал, что "хочу этого", но не сказал, что "так будет". Но ничего страшного: переживу.

- Семейное счастье всё-таки дороже?

- Семья... работа... одно без другого невозможно. Надо иметь чистые помыслы и добрую душу, следовать судьбе, не делать людям зла, прощать.

- Дима, бывает так, что дети знаменитых людей вырастают одинокими. Стеша тебя ведь не часто видит?

- Не часто. Но мы с Леной (с женой) стараемся всюду таскать её с собой. Она только и твердит: "Опять привели меня в ваш проклятый-дурацкий ресторан!" Но я-то знаю, как она любит спагетти. Только этим и умасливаю. Стеша - общительная, веселая, но сцены немного стесняется. Другое дело - племянник Дима (сын моей сестры Инны): вот это боевой парень! Ходит и песни распевает: "Увезу тебя я в тундру", "Мой адрес - Советский Союз". Хлебом не корми... А у папы моего есть мечта сделать ансамбль из них двоих - "Самоцветы XXI века": такая вот стариковская реакция...

- Это папа дожал тебя в консерваторию - сам бы не пошел?

- Точно. Даже не знаю, как мне тогда всё удавалось сочетать... Столько сил у человека в юности! Помню, отец всегда говорил: "Дима, кем бы ты ни был - композитором или пианистом, - ты обязательно должен заниматься аранжировкой. Труд этот ценен и всегда тебя накормит..." Тысячу раз убеждаюсь в его правоте. Кстати, с отцом мы приготовили номер: он - на контрабасе, я - на клавишных исполняем инструментальную композицию "Родня". А мама помогает мне сейчас по административной части, организует концерты.

- Родители - понятно. Но жена? Сам сказал, что с "инструментальным Малиновым" экономическое будущее становится туманно...

- Жена? Она обладает удивительным для женщины качеством: Лена совершенно не меркантильный человек. Скромна в своих требованиях. Да и потом: когда о деньгах не сильно думаешь, случаются какие-то "нечаянные радости", как мы их называем. Забудь о проблеме - и сразу дополнительные концерты появляются. Главное, что есть высшая цель - цель гуманная и творческая. Я музицирую искренне, от души, окруженный командой единомышленников. Не это ли счастье?

ЯН СМИРНИЦКИЙ

"МК в Питере", №5/2005


BACK | HOME

djstakan@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru