ДИДЮЛЯ: Откуда у хлопца испанская грусть? (ДиДюЛя: официальный сайт - http://www.didula.ru)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕССА

<<СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЁЗДАМИ, РЕЦЕНЗИИ>>


ДИДЮЛЯ: Откуда у хлопца испанская грусть?

Тем, кто впервые слышит композиции ДиДюЛи, его музыка может показаться вызывающе эклектичной. И одновременно - неуловимо знакомой. И, в то же время, - свежей, с отмытыми звуками, поданными в необычной, но органичной инструментальной огранке. ДиДюЛя, пожалуй, сейчас самый яркий синтетический "человек-оркестр" в музыкальном поле России.

Определить стиль, жанр, мировоззрение автора и исполнителя с точки зрения классической градации сложно. Сам он считает, что он и его группа, объединенная авторским брэндом, исполняет фламенко в самом широком, космополитическом значении этого слова. Фламенко - музыка, рожденная путем исторического сплава взрывных, темпераментных и свободолюбивых культур на территории современной Андалузии. Крутой музыкальный замес на арабской, еврейской, христианской, цыганской культурах с примесью африканской крови, а впоследствии - "добавками" всех исполнителей (независимо от национальностей и континентов), которые очаровывались энергетикой этого уникального явления, включающего исполнительство, пение и танец, - вот что такое фламенко. Возможно, поэтому сам ДиДюЛя подчеркивает, что фламенко - это больше, чем музыка. Это - мировоззрение.

Путь стремительно разгорающейся "звезды" далеко не академичен, хотя по-своему закономерен. ДиДюЛя родился в пограничном Гродно. Городе, который в силу своего географического положения и исторического пути является перекрестком многих культур: белорусской, украинской, русской, польской, еврейской, немецкой, цыганской, прибалтийской. В шесть лет мама подарила ему гитару, и этот первый, "половинный" по размеру инструмент загипнотизировал его на всю жизнь.

Это сейчас он - признанный гитарист-инструменталист, композитор-экспериментатор, аранжировщик, саунд-продюсер, имеющий свой студию в Москве и успешно гастролирующий по городам и весям. Чтобы позднее весь этот деятельный спектр соединился под одним именем, нужно было быть одновременно всеядным и взыскательным, работоспособным и терпеливым, дерзким и выносливым. С 17 лет он уже работал звукорежиссером в гродненском ансамбле "Белые Росы", в составе которого он попал в длительные заграничные гастроли. Попал подготовленным к восприятию идеологии фламенко.

Это сейчас ДиДюЛя живет в Москве, у него свой коллектив, два альбома "Фламенко" и "Дорога в Багдад", на выходе - третий, который будет презентоваться на сцене МХАТа, и масса предложений о сотрудничестве. В списке его личных знакомых - Пласидо Доминго и Брайан Адамс. Его песни поет Авраам Руссо, под его гитару танцует "Тодес". Он работал с Кристиной Орбакайте и Дмитрием Маликовым, снялся в роли гитариста в фильме Андрона Кончаловского "Дом дураков". Все это - сейчас. А до этого был путь - сложный, трудный, изматывающий. Путь гордого человека к творческой свободе.

В начале ноября ДиДюЛя выступает в Выборге на сцене Муниципального Дворца культуры. Концерт состоится в рамках Скандинавского гастрольного турне, которое организует Генеральный директор регионального отделения международного центра "Интерконт" Леонид Топоров. Кстати, это не первое сотрудничество талантливого исполнителя с продюсерами Северо-запада. Тринадцатого октября по дороге в Финляндию, куда он был приглашен в студию радио "Спутник" для участия в полуторачасовой передаче, посвященной его творчеству, ДиДюЛя специально сделал остановку в нашем городе, чтобы дать интервью журналисту "Выборга".

В город он приехал что-то около семи утра, в редакции был в половине одиннадцатого. Появился в сопровождении концертного директора Тимура Салихова и Леонида Топорова. Никаких капризов и замашек раскрученной звезды. Говорит спокойно, с чувством собственного достоинства, терпеливо и подробно отвечая на все вопросы. Надо сказать, что это высший пилотаж, который, к сожалению, доступен далеко не всем нашим звездам; а, именно - осознание публичности положения, которое, тем не менее, позволяет спокойно воспринимать интерес к своей персоне и не выказывать ни малейшего раздражения. Никакого кокетства, ни малейшего намека на усталость, - прямо испанский гранд!

Ниже, с некоторыми купюрами, приводим текст часового интервью.

ЖИЗНЬ В СТИЛЕ ФЛАМЕНКО.

- Ваши музыкальные пристрастия?

- Они очень разные: от фольклора до классики. Авангардная музыка, электронная, экспериментальная, акустическая, камерная - какая угодно. Приоритетов нет. Потому что мы меняемся, и наши вкусы меняются. Сегодня нравится одно, завтра или через год - другое. В детстве нравится музыка очень экспрессивная. Мне, например, нравился рок, хард-рок, диско… Потом проявлялись другие вкусы, стал разбираться в классической, народной, фольклорной музыке, экспериментировал. Я не могу что-то выделить.

Работа звукорежиссером в ансамбле "Белые росы" - была настоящей школой. Там был потрясающий музыкальный состав. Это были люди с академическим, мощным образованием. Все они слушали разную музыку и очень по-разному к ней подходили. И джаз, и арт-рок, и классика. Очень много было всего. Я постоянно находился среди большого количества музыкантов, - это же был оркестр, - скрипачи, флейтисты, барабанщики, контрабасисты… И все обладают каким-то своим багажом. Каждодневно общаясь с ними, невольно впитываешь, учишься. В разное время слушал "Биттлз", "Yes", Пако де Лусия, Рахманинова, Чайковского, Баха, Моцарта… Масса имен!

- Говорят, Испания стала отправной точкой вашего самостоятельного плавания?

- В Испанию, и вообще - в Европу - попал вместе с "Белыми росами". Это - потрясающий опыт. Сидишь в концертном зале в середине, - обычно среди зрителей, прямо посреди концертного зала стоит микшерский пульт, - видишь, что происходит на сцене, как отзывается зал... У нас были и стадионы, и залы, и площади. Объездили всю Европу. Это очень серьезная, очень ответственная работа. Тебе 17 лет, а ты уже управляешь звуком огромного профессионального коллектива.

Я очень рано начал серьезно работать, и на самом деле этим фактом очень горжусь. Я знаю, что такое - гастроли, что такое - переезды, что такое - концерты, гостиницы, что такое - успех, слава, цветы, рестораны. И вместе с тем, мне это все абсолютно неважно. Мне важен зритель.

- То есть, живой отклик зала для вас немаловажен?

- Предпочитаю общение с залом, нежели студийную работу. Хотя в студии тоже интересно, но именно концерт - это то, ради чего артист вообще работает. Студийная работа в конечном итоге делается для того, чтобы потом зритель пришел на твой концерт.

- Когда вы почувствовали собственную творческую самостоятельность? Как это было?

- Начинал творческую работу сначала, как звукорежиссер. К гитаре поначалу это не имело никакого отношения. Параллельно шло увлечение гитарой. Сначала - как хобби, потом - как страсть. Однажды я понял, что уже вырос, как гитарист, да и в качестве звукорежиссера мне простора мало. Я почувствовал, что я уже - самостоятельный композитор. Уехал в Минск и организовал первую звукозаписывающую студию. Потом я переехал в Москву, организовал студию в Москве. Было непросто. Это было тяжелейшее время, но я смог все это преодолеть. И горжусь этим периодом. Записал первый альбом. Я с ним долго мыкался, но в конечном итоге пластинка "Фламенко" увидела свет.

Два года я проработал с продюсером Пригожиным. Потом ушел от него. Просто понял, что я и сам все это могу. Собрал потрясающий коллектив. Сейчас у нас 15 человек. Это не только музыканты, но и администраторы, директоры, бухгалтеры, звукоинженеры… Своя студия, свое производство. Сами решаем финансовые, творческие, экономические вопросы. Сами выстраиваем политику проектов, рекламные компании. Это ведь на самом деле непросто… Развиваемся, работаем.

- Где вы побывали на гастролях? Есть ли какие-нибудь приоритеты в гастрольном графике?

- Наш гастрольный график расписан до конца февраля. Достаточно много гастролируем. Рады этому обстоятельству. Вот в Выборг приехали, еще одна географическая точка. Мы побывали практически во всех городах европейской части России. Гастролировали на Украине, в Молдавии, в Беларуси, в Казахстане, Все самые престижные залы и площадки - все были нашими.

- Как вы выдерживаете такой график?

- Это все просто. Привычка с детства. А, потом, мы просто очень любим свою работу. Любим зрителя. То, что мы делаем - это дело нашей жизни, и это придает сил, поддерживает. Усталость есть, но она - приятная. Не надо думать, что мы себя изнуряем работой. Мы даем себе возможность отдохнуть. Все достаточно логично. После гастролей - обязательно отдых. Всему находится время - и плотной работе, и отдыху. Стараемся логично и целесообразно распределить время.

- Мне показалось, что ваша музыка - это инструментальные фантазии с привнесением элементов, иногда - непривычно парадоксальных - от традиционных культур самых разных стран и народов.

- Я могу себе это позволить. Потому что во фламенко важна не само фламенко, не сама музыка или традиция, а - энергетика. Важен дух свободы, господство ритма, полная раскрепощенность. Это то, что мне очень близко. Возможность импровизировать, как угодно выстраивать импровизацию и творить на сцене в реальном времени. Это - полная эмоциональная отдача. Я живу в этом стиле, и могу позволить себе называть так свой альбом. Даже если музыка и не является полностью фламенковой, но по духу это - фламенко, я могу смело назвать ее так назвать. В конце концов, это - авторская музыка. Особых претензий ко мне нет и быть не может. Мы находимся вне конкуренции. Если бы я играл Чайковского, и вставлял туда иные, другие, чужеродные музыкальные фразы, это было бы нелогично.

Должен сказать, что у нас есть и чистое фламенко. И на концертах я играю традиционное фламенко. Есть эксперимент, и есть стандартные классические композиции. В записях это менее выражено, они более экспериментальны. Для меня свобода в творчестве, в музыке, вообще в деятельности - это очень важно. Так что исполнение, творчество - это вопрос степени свободы. Я себя ощущаю абсолютно свободным человеком, и потому - вне критики. Я ее не боюсь, у меня нет начальников. Я не думаю о том, что я делаю что-то неправильно. Для меня и моих музыкантов это просто красивая, и, главное, добрая, искренняя музыка. Это - кредо, других критериев у музыки нет. Хотя в любом случае, есть куда двигаться, и есть, над чем работать.

- ДиДюЛя - это ваш авторский брэнд, идентичный вашей настоящей фамилии?

- Да, он придуман давно. Я принципиально не называю имени, отчества. Есть в этом какая-та мистика. Это и псевдоним, и марка, и имя… Лаконичность, простота и легкая загадка - это то, что нужно.

- Кто исполняет вокал на ваших альбомах?

- Очень много интересных, непрофессиональных голосов. В первой пластинке - девушка, жена моего звукорежиссера, во второй пластинке - Авраам Руссо. Дело в том, что дебютный альбом Руссо я записывал на своей студии: 80 процентов музыки, партий, аранжировок выполнено мной. Я очень много работал в песенном жанре, - и с Кристиной Орбакайте, и с - Димой Маликовым. А вообще вокализ в музыке мне очень необходим. Обычно я приглашаю людей, постоянных вокалистов нет. В новом альбоме будут новые сюрпризы, у нас там задействован яркий потрясающий голос, но все секреты раскрывать не буду.

- Ваш инструментальный набор?

- О, гитар много. И заказные, и ручной работы, и простые, заводского изготовления. И дорогие, и дешевые. Около 15 инструментов. Это не музейные экспонаты, они активно используются. Гитара для фламенко, гитары со стальными струнами, куча бас-гитар, перкуссионные, барабаны, клавиши, компьютеры. У нас очень большой багаж. Это необходимо.

В концертной и студийной работе используется большое количество гитар и других струнных инструментов. Гитары фламенко, акустические "Epiphone", "Lecord". Фламенко-гитары ручной работы. Гитары "Godin" (несколько моделей, все с midi). Бас-гитара "GHT". Классические гитары фабрик "Alhambra", "Admira".

- Вам был интересен ваш кинематографический опыт?

- Я бы хотел в кино присутствовать не как актер, а как композитор. Я не считаю себя актером. До Кончаловского уже был опыт и съемки в клипах. Хотя мне понравилось работать со свободными людьми. Ведь любой большой артист всегда свободен.

- Пласидо Доминго отозвался о вас очень комплиментарно. Как состоялось это знакомство?

- У него был прием в Кремле, и он сам выбрал меня из российских исполнителей. Я должен был играть для него. Я играл акустическую программу, классику, одна гитара. После концерта он ко мне подошел и очень высоко отозвался о моей работе. Появилось предложение о возможном творческом сотрудничестве.

- Общий культурный фон малых городов, подпорченный шансоном, длительное гастрольное затишье понизили вкусы публики. Все-таки вы исполняете в каком-то смысле адаптированную классику…

- Мы тоже чувствуем свою ответственность. Я считаю, что у меня в коллективе работают лучшие музыканты. Они прошли серьезный отбор, коллектив формировался в течение двух лет. Для меня хороший человек - это все же профессия. Исполнительство подразумевает доверие. Я хочу знать, что происходит с каждым, потому что на сцене мы творим вместе. Это очень важно.

Выборг - город, где мы не были. Естественно, что мы волнуемся, готовимся, предвкушаем. Очень хочется подружиться. Новые люди, новые впечатления, новые встречи всегда дают какой-то толчок к творчеству.

- Я заглянула на ваш сайт, там такие битвы по поводу вашего творчества… Интернет опасен своей безраздельной свободой. Не всегда удается избежать неотфильтрованных выражений. Вы легко держите удар?

- Легко. Это составляющая того дела, которым я занимаюсь. Всегда есть завистники, от этого не уйти, это неизбежно. Но хватает силы и мудрости не ввязываться в провокации. Мы рады, что к нам не равнодушны. Сайт хочется развивать, в расчете и на инакоязычные пространства.

- У вас руки гитариста, - ухоженные, с укрепленными ногтями на правой руке, как у классических исполнителей…

- Приходится ухаживать за руками, держать себя в форме. Надо играть тяжелые сложные пассажи. Причем, играть легко, с блеском, ногти должны выдерживать нагрузку. Нужно зажигать людей, себя зажигать. Нужно быть ярким, нужно быть неподражаемым! Двухчасовой концерт исполняем - все мокрые. Возим по несколько комплектов костюмов. Потому что пот течет, хоть выжимай. Полотенца, фены… Это - закулисье. Но все это - ради встречи со зрителем. Но для нас это и есть счастье…

- Что для вас значит своя студия?

- Студия позволяет творить. Это - условие свободы. Наличие хорошо оборудованного места для экспериментов. Здесь творю я и мои единомышленники, друзья. Я создаю тему, а они ее уже развивают и наполняют. Это уже их работа, - тут я диктатор. И в моем концерте звучит только моя музыка.

Мои музыканты и сами пишут музыку. Музыка, которая делается в соавторстве, или моими друзьями - она тоже будет выходить, но уже под другим названием. "ДиДюЛя и друзья", допустим. Мы сейчас готовим такой проект.

- Какие цветы вы любите?

- Пристрастий нет. Любой артист рад любому знаку внимания. Дело не в цветах, зритель всегда находит возможность выразить как-то свое отношение к нашему творчеству. И нам это дорого!

ЕКАТЕРИНА ЗУЕВА

ДиДюЛя: официальный сайт - http://www.didula.ru


BACK | HOME

djstakan@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru