ТАТЬЯНА БУЛАНОВА: О себе.
Таня
Буланова родилась 6 марта 1969 года в
Ленинграде, в семье моряка-подводника. В
детстве мечтала о карьере театральной
актрисы, окончила музыкальную школу по
классу фортепьяно, но петь начала
довольно поздно, лет в 14, и уж точно не
планировала становиться эстрадной "звездой".
В 1988 году, преследуя далеко идущие
театральные планы, Таня поступила в
Ленинградский институт культуры на
первый попавшийся (библиотечный)
факультет, где ей совсем не понравилось,
а осенью 1989-го стала совмещать учёбу там
с вокальным отделением Школы-студии
Ленинградского мюзик-холла. Как-то после
занятий, на трамвайной остановке, Таня
познакомилась со своим будущим мужем и
продюсером - Николаем Тагриным. Тагрин
как раз искал солистку для своей группы
"Летний Сад". Это была судьба… Таня
бросила учёбу, ушла в группу. С "Летним
Садом" к Булановой пришли первые
успехи и неудачи, настоящее всенародное
признание, хорошие песни маститых
авторов - Паулса, Дунаевского, Матецкого,
Резника, а вскоре и престижные награды (в
том числе Гран-при фестиваля "Шлягер'91",
"Овация" за Дебют года'92, "Лучшая
певица года" в 1994 и 1996 гг. в хит-параде
"Звуковой дорожки" газеты "Московский
комсомолец", премия журнала "Алла"
в 1997 году "за самую неожиданную и
удачную смену имиджа").
Сегодня
студия "СОЮЗ" делает роскошный
подарок поклонникам певицы - издаёт
самые первые альбомы Тани, записанные с
группой "Летний Сад" в 1990-94 гг. Эти
записи - настоящая редкость (альбом "25
Гвоздик" вообще никогда не выходил на
CD!), к тому же они дают неприкрашенное
представление о том, "как всё
начиналось". В них - первые песенные
удачи певицы, яркое выражение её души и
покоряющего артистизма.
А
теперь - история головокружительной
карьеры Тани Булановой: специально для
слушателей её первых альбомов - от
первого лица.
-
Началось всё с моей мамы, которая поёт и
играет на гитаре с молодых лет. Папа у
меня хоть и военный, моряк-подводник, но
тоже увлекался музыкой. А на гитаре
научил меня играть брат, который старше
меня на 12 лет. Он тоже стал подводником,
как и отец. Брат любил "Дип Перпл",
"Битлз", у него было много записей. И
к музыке он меня приобщил, показал мне на
гитаре "блатные аккорды". У мамы
даже остались мои первые записи на
бобинах. А потом лет в 15 я сама начал
подбирать на гитаре городские романсы. Я
очень любила Изабеллу Юрьеву и Жанну
Бичевскую, и до сих пор их люблю.
Особенно, когда Бичевская пела песни
Булата Окуджавы в своей обработке - это
было здорово. Я разучивала эти песни и
даже научила знакомых девчонок играть
их на гитаре. В 7-ом классе мне купили
магнитофон "Русь", и я напела все
песни под гитару, которые знала.
Получились 3 или 4 кассеты.
Но
всё же певицей я не собиралась быть. Я
мечтала, чтобы моя жизнь была связана с
театром. О кино мечтали все девчонки, а я
мечтал о театре. Я даже представляла
себе такой полукруг сцены, яркий свет и
впереди - лица, лица…
После
школы мы с подружкой собрались
поступать в театральное училище, но, к
сожалению, оказалось, что на
специализацию, которую я выбрала, в тот
год набора не было. И у меня родилась
такая мысль: я поступаю в институт
культуры и заканчиваю его - это для меня
трамплин (помню, именно так я и говорила).
После этого "трамплина", после
института, с маломальским опытом, я
поступаю в театральный. Конечно, с
первой попытки весь план провалился! В
институт культуры я не попала на тот
факультет, на который хотела, и по
инерции получилось, что я поступила на
библиотечный факультет.
Два
курса я отучилась достаточно успешно,
хотя мне там очень не нравилось. Меня
интересовали история, английский и
литература, а остальное… И вот втихаря
от всех я решила попробовать свои силы в
студии петербургского мюзик-холла. И так
получилось, что меня сразу взяли и даже
самородком назвали, очень хорошо
отозвались. Не прошло и двух месяцев, как
я стал учиться в студии. Это было осенью
1989 года. Прежде всего, благодаря моему
преподавателю, я могла исполнять то, что
мне нравилось, то, что я готовила с
ребятами. Михаил Эмирович Вайман сделал
меня более музыкальной, помог уйти от
попсово-дешёвой эстрады. Педагогом по
вокалу была Юлия Варламовна
Лордкипанидзе. К сожалению, она уже
умерла. Не могу сказать, что именно она
поставила мне голос, но многие её советы
я помню.
Вайман
очень хорошо знал Колю Тагрина по работе
в группе "Яблоко". Однажды они
случайно встретились в метро, и Коля
спросил, есть ли в студии певицы,
подающие надежды. Михаил Эмирович
сказал, что у него есть такая, "но ей
нельзя нигде появляться и нигде
работать, параллельно, потому что она
пока учится и должна только учиться".
Вот такие там были правила. И ребята
пришли однажды к нам в студию мюзик-холла
как бы тайно: Михаил Эмирович никому не
сказал, зачем они приходили. Это было
зимой, и вечером после занятий я
выбежала вся закутанная (боялась
простудиться) - "пуховик", сапоги
тёплые… - я увидела трамвай и побежала к
остановке, а те ребята сидели в машине -
они меня узнали, и один из них бросился
меня догонять. Но трамвай оказался не
мой. Я сначала немного испугалась - он
подошёл и пытался заговорить со мной.
Потом я его, конечно, узнала - он стал
называть каких-то общих знакомых и
рассказал, что ищет солистку в группу.
Это и был Коля.
Для
меня тогда это было перепутье. Я не знала,
что делать - либо мне учиться дальше,
либо начинать с никому неизвестной
группой. Ведь не было и особых
финансовых возможностей. Ноя решила
уйти из мюзик-холла. Я сделал свой выбор,
и мне кажется, что не ошиблась. Это
судьба - я уверена.
Самая
главная школа, я считаю, - это неудачи, и
чем больше их поначалу, тем лучше. Тогда
у нас их было много. Были довольно
тяжёлые концерты, особенно сборные
солянки. Нас и освистывали… В январе 1991
года мы участвовали в Питере в одном
концерте, где "паровозом" был дуэт
"Кар-Мэн". А кроме "Летнего Сада"
было ещё пять начинающих групп, о
которых я ничего не слышала. Зрители
ждали "Кар-Мэн", а тут какие-то "не
пойми, кто" выступают… А мы выступали
как раз перед самым дуэтом и исполняли
шесть песен. И у публики уже не хватило
на нас терпения… Я не помню, как
выдержала этот концерт. Перед этим
выступлением я ужасно боялась, ночами не
спала. И мне мама налила немного водки в
маленькую баночку из-под детского
питания, потому что без этого "лекарства"
я не могла обходиться, не могла
перебороть свой страх. После того
кошмарного провала наступил период,
когда животного страха у меня уже не
было. Конечно, я волновалась, но такого
чувства, что меня убьют на сцене, уже нет.
Тогда
же в 1991 году, к нам пришёл и первый успех.
Первые альбомы "Летнего Сада" стали
известны и популярны без особой "раскрутки".
Так получилось, что нас заметили и стали
приглашать на разные музыкальные
тусовки, благо они тогда устраивались в
Питере каждый месяц. Была такая
телепрограмма "Топ-Секрет", мы
приглянулись режиссёру, понравились
именно творчески, и нас стали брать во
все большие концерты. Это и служило
своеобразной "раскруткой", потому
что публика тогда ходила на концерты
довольно активно.
Летом
1991 года у нас в Питере состоялся
фестиваль "Шлягер'91", на котором мы
совершенно честно получили Гран-при.
Тогда в жюри были сами зрители. На "Шлягере",
я думаю, все честные конкурсы и
закончились. За кулисами была жуткая
борьба, и нас там хотели довольно круто
"развести". У меня остались
телезаписи конкурса - и та борьба
постоянная, даже какая-то агрессивность,
передавались на сцену и были даже в
выражении лица.
Потом
мы познакомились с Игорем Поповым,
бизнесменом из Риги. Я даже не знаю, чем
он сейчас занимается, но тогда он был
достаточно влиятельным человеком. Я ему
очень благодарна - он помог подняться
ещё на какую-то ступеньку. Может быть, не
финансово - денег он нам не давал, а
именно творчески. Попов взял нас в
несколько своих программ "Фортуна".
Благодаря ему я познакомилась с
Владимиром Матецким и Раймондом Паулсом,
которые написали для меня песни. Моё
участие в "Рождественских встречах"
- тоже инициатива Попова. Не знаю,
насколько это входило в планы Аллы
Борисовны… Но я была очень тронута, что
ей понравилось, и песню ("Синее Море"
Паулса/Резника) тоже заметили. Я тогда
ждала ребёнка и у меня ко всему была
жуткая апатия. Помню, на меня надели
балахон. А мне было совершенно всё равно
- сейчас бы, наверное, не далась. Песни
писал сначала, в основном, Коля Тагрин,
делал аранжировки, и я участия особого
не принимала. Ребята показывали
материал, мы разрабатывали идею. Была
определённая задача писать
танцевальную музыку для молодёжи. Чуть
позже появилась песня "Не Плачь"
Андрея Боголюбова. И её стали крутить
чаще, но я всё равно не считала, что у
меня какой-то "плакательный"
репертуар. Ведь в трёх первых альбомах
только четыре песни были грустные…
Потом мы познакомились с Ильёй Духовным,
который нас так достаточно хитро "развёл":
у нас готовился к выпуску альбом "Измена",
и вдруг появился Илья с настойчивой
идеей выпустить альбом специально для
эмигрантов. Мы наивно поверили и
подумали, что одно другому не помешает…
ПОПУЛЯРНОСТЬ.
-
Это я ощутила первый раз в 1993 году, когда
мы приехали на Дальний Восток. До этого
никак не могла понять, что я настолько
известная и популярная артистка. И вот,
когда мы приехали через всю страну на
Дальний Восток, и я увидела полные залы -
настолько это меня растрогало… Вообще,
я на концертах не умею и не люблю
говорить, "трепаться". Но я была
настолько тронута человеческим тёплым
отношением, что сказала какие-то слова и
сама чуть не расплакалась. И чем дальше
приезжаешь в глубинку, тем зрители
благодарней, и я им благодарна, что они
пришли на концерт, время свой потратили.
Бывает
так, что многие артисты, которые когда-то
были популярными, видимо, "продаются"
за всё это. Такое ощущение, что они стали
артистами только для того, чтобы
показывать, какими крутыми они стали.
Теряется какая-то ниточка живая, связь
космическая… У меня был случай, который,
можно сказать, послужил уроком на всю
жизнь. В школе я была поклонницей, даже
фанаткой группы "Форум". Мы с
подружками ходили на все их концерты,
благо они были питерской группой. И вот
один раз мы пошли за автографом к одному
их музыканту (не хочу называть фамилию).
Он увидел нас и сделал такое лицо! Я
понимаю, может он устал после концерта…
Я так обиделась, говорю: "Девчонки,
никакого автографа не нужно. Я больше на
его концерты ходить не буду". Как бы я
ни устала, всё равно я каждому дам
автограф и сфотографируюсь. Недавно был
тяжелейший концерт после 13-часового
переезда на автобусе. И музыканты
удивлялись, как у меня ещё сил хватило.
Мои
зрители - такие же люди, и я не имею права
ставить себя выше их. Ведь твоё основное
предназначение - служить зрителю,
кланяться ему, делать всё, чтобы зритель
остался довольным.
За
несколько лет мы во многих городах были
по несколько раз. Сейчас, конечно, лучше
стало - народ обустраивается, появляются
магазины… Это в целом по стране, хотя
вижу, что всё равно живут тяжело. И на
концерты, поэтому стали хуже ходить - нет
зарплаты. Это дилемма: либо прокормить
семью и купить кусок хлеба, либо сходить
на концерт.
В
предвыборную компанию мы много ездили
по стране в поддержку Президента. И
видели, как много народа за коммунистов.
Я просто была в шоке, ведь знала, что
уехать отсюда я не смогу - некуда, да и не
хотелось. А жить опять при том, что было…
Я немного застала, всё по рассказам, но
помню, как мама в очередях стояла - это
унижение. Я была в смятении и, слава Богу,
всё хорошо закончилось.
РОСКОШЬ.
-
На самом деле, я очень непритязательный
человек. Если мне скажут садиться в "рафик"
вместе со всеми, я сяду. Я не буду
выламываться, что мне нужна отдельная
машина, и тем более не буду требовать
иномарку. Даже иногда, когда селят в "люкс",
я прошу, чтобы меня переселили в
двухместный номер, который гораздо
уютнее, чем этот дурацкий трёхкомнатный
"люкс". В этих апартаментах
настолько неуютно! Мне это не нужно, я
считаю всю эту "мишуру" лишней. И
дай Бог, чтобы я ещё долго так считала.
Хочется больше времени уделять
творчеству, а не каким-то разборкам, "Линкольнам"
или спорам, кому каким по счёту
выступать в концерте. Это полный бред.
ТРУДОВЫЕ БУДНИ.
-
Концерты - это мой хлеб. И иногда бывает
тяжело и в моральном плане, и в
физическом. Помню, был ряд концертов в
поддержку Президента, и у меня, прошу
прощения за подробности, прострелило
спину. Не могу ни наклониться, ни рук
поднять. Надеялась, что когда выйду на
сцену, боли исчезнут, как это обычно
бывает. Ведь сцена будто лечит. А тут, я
поднимаю руку - и такая боль меня
пронизывает, как ножом. Было очень
тяжело, и благо наши выступления были не
очень длинными.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ.
-
Я очень люблю слушать рок-баллады. Мы
даже хотели в плане эксперимента
записать лучшие баллады русского рока. И
жаль, конечно, что сорвался этот проект -
возникли финансовые проблемы. Благодаря
этому проекту я для себя открыла группы
"КИНО" и "ДДТ". Когда я отбирала
материал, я почувствовала, что песни "КИНО"
на меня оказывают магическое действие. И
вообще, мне кажется, не в обиду Москве
будет сказано, но музыка и творчество
питерцев в большинстве своём честнее,
искреннее. У нас один Паша Кашин чего
стоит, группа "Два Самолёта"… Хотя
в Москве есть "Квартал", мне очень
нравится то, что делает Макс Фадеев…
ДРУЗЬЯ.
-
Друг - это тот, к которому я могу прийти в
любое время, позвонить, поплакаться. У
меня есть три подруги. С одной мы вместе
выросли на даче, её зовут Таня. Со второй,
с Юлей, мы вместе учились в школе с
первого класса, и с третьей, с Леной мы
учились в музыкальной школе.
А
мир эстрадный достаточно жёсткий, у нас
даже говорят: не коллеги, а конкуренты.
Почему нужно быть обязательно первым,
всех расталкивать локтями?! И ты
чувствуешь, что и тебя при удобном
случае - локтями. Поэтому дружбы на сцене
нет.
МИСТИКА.
-
Я родилась под знаком Рыб, и это наложило
на меня отпечаток интереса к религии и
даже мистике… Моя мама принадлежит к
поколению атеистов. И родители веру мне
не привили. Но это не их вина. Я верила в
судьбу, в приметы. Хотя приметы - это грех,
говорят. А позже я стала ходить в церковь.
Иногда хочется постоять подумать, что-то
попросить. Я не умею молиться… Но выхожу
оттуда с чувством очищения. Это словами
не передать.
Когда
удаётся, я хожу в церковь, рядом с домом.
Но это бывает редко, чаще даже удаётся
сходить в церковь на гастролях, вместе с
музыкантами. Несколько раз мы попадали
на крёстный ход, запомнилось Крещение в
Калининграде.
15
июня, в день выборов, я попала в аварию.
Сама ехала за рулём. И все, кто видел
машину, в которой я лежала, говорили, что
меня спас ангел-хранитель. И я долго
никак не могла дойти до церкви и
поблагодарить. Потом всё-таки сходила…
Конечно, я верю, что кто-то над нами есть.
И вера помогает думать о том, что мы
откуда-то взялись здесь, на этой земле.
К
сожалению, мы никогда не узнаем, куда мы
уходим. У меня есть такая мечта - узнать,
откуда человек приходит и куда уходит
после смерти.
Вера
даётся нам в помощь, чтобы не затеряться
в этих вопросах. Надо просто верить тихо,
знать, что это всё не зря и что есть тот,
кто за нами наблюдает и помогает. И вроде
легче становится.
Я
никогда не буду петь со сцены о Боге.
Правда, в клипе на песню "Только Ты",
который снял Владимир Шевельков, была
затронута тема веры, тема монашества.
Когда я пришла на съёмочную площадку,
мне стало немного не по себе - настолько
хорошо были подобраны актрисы в
массовке на роль игумений, что я даже
испугалась… Но я считаю, что мы в клипе
не переступили грань дозволенного.
ХАРАКТЕР.
-
У меня характер такой - я всегда за
справедливость. В школе я была особняком,
старалась заступиться за человека,
которого неверно обвинили.
На
сцене, конечно, я немного другая. Там
открываются черты характера, которые в
жизни ты иногда прячешь. И, наоборот, ты
на сцене прячешь то, что есть в твоей
жизни. Мне кажется, что я на сцене более
открытый и эмоциональный человек…
Может быть, это даже и недостаток: я
слишком критично подхожу, но это и
хорошо - у меня нет опасности заболеть
"звёздной болезнью". Можно утонуть
в себе, а когда постоянно сомневаешься,
думаешь об ошибках, тогда ниточка
двигает к действию, чтобы постоянно
совершенствоваться.
Я
никому не завидую, потому что у каждого
своя судьба. Допустим, в ситуации, когда
муж помогает жене, и при этом у неё "всё
в порядке", она сидит дома, занимается
собой и не мотается по гастролям - это
даже не зависть, а радость за неё, что вот
как повезло человеку. Хотя у меня другая
жизнь, я привыкла к большей
самостоятельности. Есть такой "серый
кардинал", который всё решает и к
которому я прислушиваюсь. Но под чужую
диктовку я никогда бы не смогла. Даже и
хорошо, что мы своим трудом пробили
стену. Как правило, продюсеры куда-то
потом исчезают, мужья и жёны расстаются,
и человек, оставшийся без постоянной
опёки, теряется. А я уже привыкла
рассчитывать на свои силы.
Меня
раздражает хамство, бестактность,
самодовольство. Терпеть не могу
пустословие. Не люблю, когда человек
обещает и врёт, особенно, когда эти
занимаются мужчины. Кстати, на
напористую бестактность я могу ответить
достаточно резко и дать отпор. Правда,
это бывает редко.
Я
не могу слышать, когда со сцены звучит
сплошной мат или показывают причинные
места. Ведь есть и другие способы
привлечь внимание публики. Может быть, я
старомодно мыслю. Наверное, поэтому я
мало разговариваю с публикой, никогда не
кричу: "Где ваши руки? Я вас не слышу,
подпевайте!" Мне кажется, что не очень
этично давать какие-то команды. Нужна
загадка, тайна. Был человек на сцене,
ушёл, а хочется слушать его ещё и ещё…
Буклеты альбомов: "25 Гвоздик",
"Не Плачь", "Старшая Сестра" и "Измена"
НААП / Первое Музыкальное Издательство / Союз, 2002
|