ТАТЬЯНА БУЛАНОВА: О себе. ("Союз", 2002)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕССА

<<СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЁЗДАМИ, РЕЦЕНЗИИ>>


ТАТЬЯНА БУЛАНОВА: О себе.

Таня Буланова родилась 6 марта 1969 года в Ленинграде, в семье моряка-подводника. В детстве мечтала о карьере театральной актрисы, окончила музыкальную школу по классу фортепьяно, но петь начала довольно поздно, лет в 14, и уж точно не планировала становиться эстрадной "звездой". В 1988 году, преследуя далеко идущие театральные планы, Таня поступила в Ленинградский институт культуры на первый попавшийся (библиотечный) факультет, где ей совсем не понравилось, а осенью 1989-го стала совмещать учёбу там с вокальным отделением Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Как-то после занятий, на трамвайной остановке, Таня познакомилась со своим будущим мужем и продюсером - Николаем Тагриным. Тагрин как раз искал солистку для своей группы "Летний Сад". Это была судьба… Таня бросила учёбу, ушла в группу. С "Летним Садом" к Булановой пришли первые успехи и неудачи, настоящее всенародное признание, хорошие песни маститых авторов - Паулса, Дунаевского, Матецкого, Резника, а вскоре и престижные награды (в том числе Гран-при фестиваля "Шлягер'91", "Овация" за Дебют года'92, "Лучшая певица года" в 1994 и 1996 гг. в хит-параде "Звуковой дорожки" газеты "Московский комсомолец", премия журнала "Алла" в 1997 году "за самую неожиданную и удачную смену имиджа").

Сегодня студия "СОЮЗ" делает роскошный подарок поклонникам певицы - издаёт самые первые альбомы Тани, записанные с группой "Летний Сад" в 1990-94 гг. Эти записи - настоящая редкость (альбом "25 Гвоздик" вообще никогда не выходил на CD!), к тому же они дают неприкрашенное представление о том, "как всё начиналось". В них - первые песенные удачи певицы, яркое выражение её души и покоряющего артистизма.

А теперь - история головокружительной карьеры Тани Булановой: специально для слушателей её первых альбомов - от первого лица.

- Началось всё с моей мамы, которая поёт и играет на гитаре с молодых лет. Папа у меня хоть и военный, моряк-подводник, но тоже увлекался музыкой. А на гитаре научил меня играть брат, который старше меня на 12 лет. Он тоже стал подводником, как и отец. Брат любил "Дип Перпл", "Битлз", у него было много записей. И к музыке он меня приобщил, показал мне на гитаре "блатные аккорды". У мамы даже остались мои первые записи на бобинах. А потом лет в 15 я сама начал подбирать на гитаре городские романсы. Я очень любила Изабеллу Юрьеву и Жанну Бичевскую, и до сих пор их люблю. Особенно, когда Бичевская пела песни Булата Окуджавы в своей обработке - это было здорово. Я разучивала эти песни и даже научила знакомых девчонок играть их на гитаре. В 7-ом классе мне купили магнитофон "Русь", и я напела все песни под гитару, которые знала. Получились 3 или 4 кассеты.

Но всё же певицей я не собиралась быть. Я мечтала, чтобы моя жизнь была связана с театром. О кино мечтали все девчонки, а я мечтал о театре. Я даже представляла себе такой полукруг сцены, яркий свет и впереди - лица, лица…

После школы мы с подружкой собрались поступать в театральное училище, но, к сожалению, оказалось, что на специализацию, которую я выбрала, в тот год набора не было. И у меня родилась такая мысль: я поступаю в институт культуры и заканчиваю его - это для меня трамплин (помню, именно так я и говорила). После этого "трамплина", после института, с маломальским опытом, я поступаю в театральный. Конечно, с первой попытки весь план провалился! В институт культуры я не попала на тот факультет, на который хотела, и по инерции получилось, что я поступила на библиотечный факультет.

Два курса я отучилась достаточно успешно, хотя мне там очень не нравилось. Меня интересовали история, английский и литература, а остальное… И вот втихаря от всех я решила попробовать свои силы в студии петербургского мюзик-холла. И так получилось, что меня сразу взяли и даже самородком назвали, очень хорошо отозвались. Не прошло и двух месяцев, как я стал учиться в студии. Это было осенью 1989 года. Прежде всего, благодаря моему преподавателю, я могла исполнять то, что мне нравилось, то, что я готовила с ребятами. Михаил Эмирович Вайман сделал меня более музыкальной, помог уйти от попсово-дешёвой эстрады. Педагогом по вокалу была Юлия Варламовна Лордкипанидзе. К сожалению, она уже умерла. Не могу сказать, что именно она поставила мне голос, но многие её советы я помню.

Вайман очень хорошо знал Колю Тагрина по работе в группе "Яблоко". Однажды они случайно встретились в метро, и Коля спросил, есть ли в студии певицы, подающие надежды. Михаил Эмирович сказал, что у него есть такая, "но ей нельзя нигде появляться и нигде работать, параллельно, потому что она пока учится и должна только учиться". Вот такие там были правила. И ребята пришли однажды к нам в студию мюзик-холла как бы тайно: Михаил Эмирович никому не сказал, зачем они приходили. Это было зимой, и вечером после занятий я выбежала вся закутанная (боялась простудиться) - "пуховик", сапоги тёплые… - я увидела трамвай и побежала к остановке, а те ребята сидели в машине - они меня узнали, и один из них бросился меня догонять. Но трамвай оказался не мой. Я сначала немного испугалась - он подошёл и пытался заговорить со мной. Потом я его, конечно, узнала - он стал называть каких-то общих знакомых и рассказал, что ищет солистку в группу. Это и был Коля.

Для меня тогда это было перепутье. Я не знала, что делать - либо мне учиться дальше, либо начинать с никому неизвестной группой. Ведь не было и особых финансовых возможностей. Ноя решила уйти из мюзик-холла. Я сделал свой выбор, и мне кажется, что не ошиблась. Это судьба - я уверена.

Самая главная школа, я считаю, - это неудачи, и чем больше их поначалу, тем лучше. Тогда у нас их было много. Были довольно тяжёлые концерты, особенно сборные солянки. Нас и освистывали… В январе 1991 года мы участвовали в Питере в одном концерте, где "паровозом" был дуэт "Кар-Мэн". А кроме "Летнего Сада" было ещё пять начинающих групп, о которых я ничего не слышала. Зрители ждали "Кар-Мэн", а тут какие-то "не пойми, кто" выступают… А мы выступали как раз перед самым дуэтом и исполняли шесть песен. И у публики уже не хватило на нас терпения… Я не помню, как выдержала этот концерт. Перед этим выступлением я ужасно боялась, ночами не спала. И мне мама налила немного водки в маленькую баночку из-под детского питания, потому что без этого "лекарства" я не могла обходиться, не могла перебороть свой страх. После того кошмарного провала наступил период, когда животного страха у меня уже не было. Конечно, я волновалась, но такого чувства, что меня убьют на сцене, уже нет.

Тогда же в 1991 году, к нам пришёл и первый успех. Первые альбомы "Летнего Сада" стали известны и популярны без особой "раскрутки". Так получилось, что нас заметили и стали приглашать на разные музыкальные тусовки, благо они тогда устраивались в Питере каждый месяц. Была такая телепрограмма "Топ-Секрет", мы приглянулись режиссёру, понравились именно творчески, и нас стали брать во все большие концерты. Это и служило своеобразной "раскруткой", потому что публика тогда ходила на концерты довольно активно.

Летом 1991 года у нас в Питере состоялся фестиваль "Шлягер'91", на котором мы совершенно честно получили Гран-при. Тогда в жюри были сами зрители. На "Шлягере", я думаю, все честные конкурсы и закончились. За кулисами была жуткая борьба, и нас там хотели довольно круто "развести". У меня остались телезаписи конкурса - и та борьба постоянная, даже какая-то агрессивность, передавались на сцену и были даже в выражении лица.

Потом мы познакомились с Игорем Поповым, бизнесменом из Риги. Я даже не знаю, чем он сейчас занимается, но тогда он был достаточно влиятельным человеком. Я ему очень благодарна - он помог подняться ещё на какую-то ступеньку. Может быть, не финансово - денег он нам не давал, а именно творчески. Попов взял нас в несколько своих программ "Фортуна". Благодаря ему я познакомилась с Владимиром Матецким и Раймондом Паулсом, которые написали для меня песни. Моё участие в "Рождественских встречах" - тоже инициатива Попова. Не знаю, насколько это входило в планы Аллы Борисовны… Но я была очень тронута, что ей понравилось, и песню ("Синее Море" Паулса/Резника) тоже заметили. Я тогда ждала ребёнка и у меня ко всему была жуткая апатия. Помню, на меня надели балахон. А мне было совершенно всё равно - сейчас бы, наверное, не далась. Песни писал сначала, в основном, Коля Тагрин, делал аранжировки, и я участия особого не принимала. Ребята показывали материал, мы разрабатывали идею. Была определённая задача писать танцевальную музыку для молодёжи. Чуть позже появилась песня "Не Плачь" Андрея Боголюбова. И её стали крутить чаще, но я всё равно не считала, что у меня какой-то "плакательный" репертуар. Ведь в трёх первых альбомах только четыре песни были грустные… Потом мы познакомились с Ильёй Духовным, который нас так достаточно хитро "развёл": у нас готовился к выпуску альбом "Измена", и вдруг появился Илья с настойчивой идеей выпустить альбом специально для эмигрантов. Мы наивно поверили и подумали, что одно другому не помешает…

ПОПУЛЯРНОСТЬ.

- Это я ощутила первый раз в 1993 году, когда мы приехали на Дальний Восток. До этого никак не могла понять, что я настолько известная и популярная артистка. И вот, когда мы приехали через всю страну на Дальний Восток, и я увидела полные залы - настолько это меня растрогало… Вообще, я на концертах не умею и не люблю говорить, "трепаться". Но я была настолько тронута человеческим тёплым отношением, что сказала какие-то слова и сама чуть не расплакалась. И чем дальше приезжаешь в глубинку, тем зрители благодарней, и я им благодарна, что они пришли на концерт, время свой потратили.

Бывает так, что многие артисты, которые когда-то были популярными, видимо, "продаются" за всё это. Такое ощущение, что они стали артистами только для того, чтобы показывать, какими крутыми они стали. Теряется какая-то ниточка живая, связь космическая… У меня был случай, который, можно сказать, послужил уроком на всю жизнь. В школе я была поклонницей, даже фанаткой группы "Форум". Мы с подружками ходили на все их концерты, благо они были питерской группой. И вот один раз мы пошли за автографом к одному их музыканту (не хочу называть фамилию). Он увидел нас и сделал такое лицо! Я понимаю, может он устал после концерта… Я так обиделась, говорю: "Девчонки, никакого автографа не нужно. Я больше на его концерты ходить не буду". Как бы я ни устала, всё равно я каждому дам автограф и сфотографируюсь. Недавно был тяжелейший концерт после 13-часового переезда на автобусе. И музыканты удивлялись, как у меня ещё сил хватило.

Мои зрители - такие же люди, и я не имею права ставить себя выше их. Ведь твоё основное предназначение - служить зрителю, кланяться ему, делать всё, чтобы зритель остался довольным.

За несколько лет мы во многих городах были по несколько раз. Сейчас, конечно, лучше стало - народ обустраивается, появляются магазины… Это в целом по стране, хотя вижу, что всё равно живут тяжело. И на концерты, поэтому стали хуже ходить - нет зарплаты. Это дилемма: либо прокормить семью и купить кусок хлеба, либо сходить на концерт.

В предвыборную компанию мы много ездили по стране в поддержку Президента. И видели, как много народа за коммунистов. Я просто была в шоке, ведь знала, что уехать отсюда я не смогу - некуда, да и не хотелось. А жить опять при том, что было… Я немного застала, всё по рассказам, но помню, как мама в очередях стояла - это унижение. Я была в смятении и, слава Богу, всё хорошо закончилось.

РОСКОШЬ.

- На самом деле, я очень непритязательный человек. Если мне скажут садиться в "рафик" вместе со всеми, я сяду. Я не буду выламываться, что мне нужна отдельная машина, и тем более не буду требовать иномарку. Даже иногда, когда селят в "люкс", я прошу, чтобы меня переселили в двухместный номер, который гораздо уютнее, чем этот дурацкий трёхкомнатный "люкс". В этих апартаментах настолько неуютно! Мне это не нужно, я считаю всю эту "мишуру" лишней. И дай Бог, чтобы я ещё долго так считала. Хочется больше времени уделять творчеству, а не каким-то разборкам, "Линкольнам" или спорам, кому каким по счёту выступать в концерте. Это полный бред.

ТРУДОВЫЕ БУДНИ.

- Концерты - это мой хлеб. И иногда бывает тяжело и в моральном плане, и в физическом. Помню, был ряд концертов в поддержку Президента, и у меня, прошу прощения за подробности, прострелило спину. Не могу ни наклониться, ни рук поднять. Надеялась, что когда выйду на сцену, боли исчезнут, как это обычно бывает. Ведь сцена будто лечит. А тут, я поднимаю руку - и такая боль меня пронизывает, как ножом. Было очень тяжело, и благо наши выступления были не очень длинными.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ.

- Я очень люблю слушать рок-баллады. Мы даже хотели в плане эксперимента записать лучшие баллады русского рока. И жаль, конечно, что сорвался этот проект - возникли финансовые проблемы. Благодаря этому проекту я для себя открыла группы "КИНО" и "ДДТ". Когда я отбирала материал, я почувствовала, что песни "КИНО" на меня оказывают магическое действие. И вообще, мне кажется, не в обиду Москве будет сказано, но музыка и творчество питерцев в большинстве своём честнее, искреннее. У нас один Паша Кашин чего стоит, группа "Два Самолёта"… Хотя в Москве есть "Квартал", мне очень нравится то, что делает Макс Фадеев…

ДРУЗЬЯ.

- Друг - это тот, к которому я могу прийти в любое время, позвонить, поплакаться. У меня есть три подруги. С одной мы вместе выросли на даче, её зовут Таня. Со второй, с Юлей, мы вместе учились в школе с первого класса, и с третьей, с Леной мы учились в музыкальной школе.

А мир эстрадный достаточно жёсткий, у нас даже говорят: не коллеги, а конкуренты. Почему нужно быть обязательно первым, всех расталкивать локтями?! И ты чувствуешь, что и тебя при удобном случае - локтями. Поэтому дружбы на сцене нет.

МИСТИКА.

- Я родилась под знаком Рыб, и это наложило на меня отпечаток интереса к религии и даже мистике… Моя мама принадлежит к поколению атеистов. И родители веру мне не привили. Но это не их вина. Я верила в судьбу, в приметы. Хотя приметы - это грех, говорят. А позже я стала ходить в церковь. Иногда хочется постоять подумать, что-то попросить. Я не умею молиться… Но выхожу оттуда с чувством очищения. Это словами не передать.

Когда удаётся, я хожу в церковь, рядом с домом. Но это бывает редко, чаще даже удаётся сходить в церковь на гастролях, вместе с музыкантами. Несколько раз мы попадали на крёстный ход, запомнилось Крещение в Калининграде.

15 июня, в день выборов, я попала в аварию. Сама ехала за рулём. И все, кто видел машину, в которой я лежала, говорили, что меня спас ангел-хранитель. И я долго никак не могла дойти до церкви и поблагодарить. Потом всё-таки сходила… Конечно, я верю, что кто-то над нами есть. И вера помогает думать о том, что мы откуда-то взялись здесь, на этой земле.

К сожалению, мы никогда не узнаем, куда мы уходим. У меня есть такая мечта - узнать, откуда человек приходит и куда уходит после смерти.

Вера даётся нам в помощь, чтобы не затеряться в этих вопросах. Надо просто верить тихо, знать, что это всё не зря и что есть тот, кто за нами наблюдает и помогает. И вроде легче становится.

Я никогда не буду петь со сцены о Боге. Правда, в клипе на песню "Только Ты", который снял Владимир Шевельков, была затронута тема веры, тема монашества. Когда я пришла на съёмочную площадку, мне стало немного не по себе - настолько хорошо были подобраны актрисы в массовке на роль игумений, что я даже испугалась… Но я считаю, что мы в клипе не переступили грань дозволенного.

ХАРАКТЕР.

- У меня характер такой - я всегда за справедливость. В школе я была особняком, старалась заступиться за человека, которого неверно обвинили.

На сцене, конечно, я немного другая. Там открываются черты характера, которые в жизни ты иногда прячешь. И, наоборот, ты на сцене прячешь то, что есть в твоей жизни. Мне кажется, что я на сцене более открытый и эмоциональный человек… Может быть, это даже и недостаток: я слишком критично подхожу, но это и хорошо - у меня нет опасности заболеть "звёздной болезнью". Можно утонуть в себе, а когда постоянно сомневаешься, думаешь об ошибках, тогда ниточка двигает к действию, чтобы постоянно совершенствоваться.

Я никому не завидую, потому что у каждого своя судьба. Допустим, в ситуации, когда муж помогает жене, и при этом у неё "всё в порядке", она сидит дома, занимается собой и не мотается по гастролям - это даже не зависть, а радость за неё, что вот как повезло человеку. Хотя у меня другая жизнь, я привыкла к большей самостоятельности. Есть такой "серый кардинал", который всё решает и к которому я прислушиваюсь. Но под чужую диктовку я никогда бы не смогла. Даже и хорошо, что мы своим трудом пробили стену. Как правило, продюсеры куда-то потом исчезают, мужья и жёны расстаются, и человек, оставшийся без постоянной опёки, теряется. А я уже привыкла рассчитывать на свои силы.

Меня раздражает хамство, бестактность, самодовольство. Терпеть не могу пустословие. Не люблю, когда человек обещает и врёт, особенно, когда эти занимаются мужчины. Кстати, на напористую бестактность я могу ответить достаточно резко и дать отпор. Правда, это бывает редко.

Я не могу слышать, когда со сцены звучит сплошной мат или показывают причинные места. Ведь есть и другие способы привлечь внимание публики. Может быть, я старомодно мыслю. Наверное, поэтому я мало разговариваю с публикой, никогда не кричу: "Где ваши руки? Я вас не слышу, подпевайте!" Мне кажется, что не очень этично давать какие-то команды. Нужна загадка, тайна. Был человек на сцене, ушёл, а хочется слушать его ещё и ещё…

Буклеты альбомов: "25 Гвоздик",

"Не Плачь", "Старшая Сестра" и "Измена"

НААП / Первое Музыкальное Издательство / Союз, 2002


BACK | HOME

djstakan@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru