BEE GEES: Брат, два, три.
Каким
будет новый альбом Bee Gees "This Is Where I Came In"? Он будет
главным поп-альбомом 2001 года - можно в
этом не сомневаться. Такой же, к примеру,
в 2000 году сотворили воссоединившиеся A-HA.
А в 1997-м, когда у Bee Gees вышла их предыдущая
пластинка "Still Waters", именно её так же
легко можно было бы назвать
безоговорочным "номером первым" в
категории "поп". Или уж, по крайней
мере - одной из десяти лучших пластинок
года всех жанров и направлений вместе
взятых. Что из этого звучит грандиознее?
Выберите сами...
Странно,
но факт: Bee Gees почему-то так и не
удостоились чести быть моментально
ассоциированы публикой с их
многочисленными победами и
достижениями в современной поп-музыке,
коими могут похвастаться отнюдь не
многие из других поп- или рок-звёзд их
возраста. Скажем, The Beatles - это в сознании
масс, абсолютно намертво, песня "Yesterday",
"Клуб одиноких сердец сержанта
Пеппера", извечный то ли дуэт то ли
дуэль Маккартни-Леннон, гибель
последнего от пули поклонника-психа,
несколько фильмов о "великолепной
четверке" с её же собственным
участием, бесконечные байки про первое
выступление группы там (в Гамбурге) или
сям (на главном английском ТВ-шоу) и
многое-многое другое, что перечислять
устанешь. Про Rolling Stones наберется отнюдь
не меньше всем хорошо известных фактов.
Про The Doors - тоже. Про Deep Purple и про Led Zeppelin - вообще, раз
плюнуть! И даже про Scorpions найдется
достаточно, в конце-то концов! А что мы
знаем про Bee Gees? Нет, только честно!..
А
ведь Bee Gees, в составе братьев-близнецов
Мориса и Робина Гиббов и их старшего
брата Барри Гибба, начали выступать как
группа еще в далеком 1955-м, в Манчестере.
Можете в такое поверить? Тем не менее,
это правда. В 1958-м, после переезда семьи
Гибб в Австралию, мальчики, которым
тогда было, соответственно, по 9 и 12 лет,
пели не только для своей возрастной
аудитории, что-то попроще, но и для
взрослых - что-нибудь посложнее.
Например, в их репертуар входили песни
Mills Brothers с разложенными на три партии
вокальными гармониями. Или вещи Роя
Орбисона, с его околоопереточным
фальцетом. "Когда мы впервые
встретились с Орбисоном, я рассказал ему
об этом, - вспоминает Робин. - И у нас
потом были хорошие профессиональные
отношения до тех самых пор, пока он не
умер".
В
1966 году Bee Gees впервые записали песню,
неофициально ставшую №1 в Австралии ("Spicks
And Specks"), и годом спустя поехали в
Англию, чтобы начать настоящую поп-карьеру.
В Англии с ними всего через несколько
недель подписала контракт...
менеджерская компания The Beatles, в лице
Роберта Стигвуда и самого Брайана
Эпштейна. "Их песня, которую принес
послушать Роберт, сразу напомнила мне
сочинительский почерк Пола Маккартни. И
я сказал: "Подписываем их, они
великолепны!" - ничуть не лукавит
Эпштейн. И добавляет: "Только я не знал,
что они станут даже больше, чем просто
великолепной группой!"
И
вправду - буквально за пару месяцев
Гиббы выпустили свой первый сингл "New
York Mining Disaster, 1941", и он стал
национальным хитом. Так начался их
суперзвёздный успех. Который
продолжился тем, что Bee Gees разъезжали по
Англии в старомодном лимузине с чёрными
стёклами, принадлежавшем ранее "Битлз".
А когда Маккартни, Леннон и компания
прекратили гастрольную деятельность в
конце 60-х, Гиббам отошла большая часть
концертного оборудования и
инструментов, побывавших в руках
главных рок-н-ролльных небожителей того
времени. Что может быть еще значимее?!..
Уже
второй сингл Bee Gees, песня "To Love Somebody",
установил тенденцию, сохранившуюся
потом на десятилетия вперед. Песня была
настолько хороша, что практически сразу
её ринулись перепевать другие, не менее
известные и популярные артисты. Дженис
Джоплин, The Aminals, Нина Симон - вот те, кто
исполнял "To Love Somebody", как будто она
изначально была их собственным номером
в программе. "Когда Джоплин записала
свой "кавер", было слышно, что она
поёт именно о себе, а не просто поет нашу
песню, - объясняет Барри. - Если наши
песни действительно трогают других
артистов, и они вкладывают всю свою душу
в исполнение - тут мы становимся
безоружны!" Позднее кавер-версии
разных вещей Bee Gees вписали в свои
дискографии Элвис Пресли, Род Стюарт,
Том Джонс, The Lightning Seeds, Boyzone, Faith No More, The
Beautiful South, Робби Уильямс вместе с The Orb,
Перси Следж, Сара Брайтман, Cleopatra, 911, The
Levellers, Status Quo, Уайклеф Джин, Оззи Осборн,
Steps, Backstreet Boys, Destiny's Child и еще огромное
множество персонажей. Гиббы не всегда
оценивали чужие опыты с их песнями
положительно - например, про дуэт Робби
Уильмса и The Orb в "I Started A Joke" Барри
Гибб как-то высказался: "Это было всё
равно, что кто-то взял бы и спросил: "Как
я могу уничтожить эту песню, всю по
сантиметру?" Вы знаете - им удалось!..."
Тем не менее, несмотря на довольно
частый скепсис по отношению к поющим "за
них", было время, когда Bee Gees полностью
переключились на работу со сторонними
музыкантами, сами оставаясь только лишь
авторами музыки и слов и саунд-продюсерами.
Случилось это в самом конце 70-х - тогда
братья решили надолго взять собственный
артистический тайм-аут. А до того
момента в их карьере произошла еще масса
событий. Сначала - резкий крен в сторону
психоделики, под воздействием
экспериментов The Beatles и The Rolling Stones.
Двойной альбом Bee Gees "Odessa" 1969 года -
своего рода ответ на "Сержанта
Пеппера" "Битлов", вдохновленный
немым фильмом Сергея Эйзенштейна "Броненосец
Потемкин". Заглавную композицию
братья сочиняли, представляя себе
молодых Питера О'Тула и Одри Хепберн
прогуливающимися по Красной площади в
ещё не снятом никем кино, а весь концепт
диска, спустя годы, они назовут "музыкой
до "Титаника".
Потом
группа повернулась лицом к чисто
американским жанрам соул и R&B. В
середине 70-х Bee Gees впервые стали
совершенно сознательно использовать
сделавший их знаменитыми "фальцетный"
вокал, и к общему звучанию всё очевиднее
напрашивалась приставка "дэнс-".
Наконец, в 1977 году группа записывает всё
перевернувший саундтрек к фильму "Saturday
Night Fever", превративший Bee Gees в настоящих
"богов диско". Спустя годы Барри
Гибб скажет: "Если честно, дело-то было
совсем не в нас. Дело было во времени и в
том, что каждому пришлось пройти через
эту моду на танцы, вечеринки и веселье.
Только и всего..." 1977-й год стал также
годом, когда Bee Gees снялись в главных
ролях в художественном фильме "Sgt. Pepper's
Lonely Hearts Club Band" - по альбому
"Битлз", разумеется. Картину "похоронила" все
продолжающаяся массовая лихорадка по
"Субботней ночи". Затмила она и два
следующих студийных альбома музыкантов.
А ведь "Spirits Having Flown" 1979 года, с
хитами "Tragedy", "Too Much Heaven" и "Love
You Inside Out", по задумке Гиббов, должен
был показать группу необычайно умной, а
не как все привыкли - развеселой. Не
получилось...
Уйдя
со сцены к 1981 году, трио Гиббов занялось
карьерой своего младшего брата Энди, уже
протоптавшего сольно дорожку в
некоторые чарты. К Энди в ряду
подопечных Bee Gees как продюсеров
добавились вскоре Диона Уорвик (хит 1982
года "Heartbreaker"), Кенни Роджерс и
Долли Партон (песня "номер один" в
1983 году, "Islands In The Stream"), Дайана Росс (композиция
Bee Gees "Chain Reaction" принесла ей в 1986 году
первое в карьере попадание на самый верх
английского, а не американского хит-парада).
Одним из самых памятных успехов братьев
в те годы на продюсерском поприще стала
работа с бродвейской звездой Барбарой
Стрейзанд над её альбомом "Guilty".
Этот диск и по сей день остается лучшим у
Барбары. Его тираж за первый год после
релиза только в Америке составил 5
миллионов копий, в недосягаемой до этого
Европе Стрейзанд попала в хит-парады
сразу с тремя вещами, и главная среди них
навсегда вошла в золотой фонд мировой
поп-музыки - это, конечно же,
неподражаемая "Woman In Love". Подход же,
приведший Bee Gees к столь впечатляющим
результатам, с той же Стрейзанд,
например, был всегда предельно прост.
Как объяснял Барри Гибб: "Мы хотели
сделать не просто альбом, а лучший поп-альбом,
который тот или иной артист когда-либо
записывал в своей жизни".
Свободное
продюсерство закончилось для Bee Gees в 1987
году. Группа после долгого перерыва
решилась выпустить новый собственный
студийный альбом "ESP", моментально
вернувший Гиббам законную первую
строчку, по крайней мере, в британском
чарте. Одновременно и совсем неожиданно
умер самый младший Гибб, Энди. В знак
траура по нему трое старших из Bee Gees
отказались принять престижную награду
"Ivor Novello Award", заготовленную для них
в том году "за выдающийся вклад в
британскую музыкальную культуру".
Теперь и в их счастливой и удачливой до
того истории настал чёрный день,
которого не избежала, наверное, ни одна
из легендарных групп 60-х...
Все
последующие диски Bee Gees выходили с
большими интервалами, но каждый раз
весьма к месту. Последний альбом 1997 года
"Still Waters" наиболее убедительно
продемонстрировал, что Bee Gees, по-хорошему,
являются авторами и разработчиками
такого количества популярных
стандартов в современном песенном жанре,
что легко сравнятся в их объёме и
значении с несравненными "Битлз",
которых, то и дело, Гиббам пытались
навязать в духовные отцы с самого
рождения. На эту тему, кстати, Барри Гибб
имеет давненько припасенную цитату
Джорджа Харрисона, обронившего как-то
про Bee Gees: "Вы были на четыре года позже
нас, а мы были на четыре года раньше".
Что такое эти четыре года сегодня,
сквозь призму десятилетий? Сущая ерунда.
"А я слышал в наш адрес такой самый
чудный комплимент, - хитро улыбается
старшему брату Морис, - однажды, в
ресторане. По радио играла наша "Lonely
Days", и менеджер повернулся ко мне и
сказал: "Знаете, это была лучшая песня
The Beatles. Лучшая за все времена".
Новый
альбом Bee Gees "This Is Where I Came In" братья
рекламируют весьма оригинально. Своё
глобальное интервью журналу "Биллборд"
Барри Гибб начинает сокрушительными
словами: "Ну что, перед вами сидят три
брата, известных своими песнями. Однако
мы не поп-группа, которая то входит в
моду, то выходит из неё. Мы - обычная
команда поэтов и композиторов. Так что
подумайте теперь, когда я это честно
признал, о чем мы с вами можем дальше
разговаривать..." В который раз перед
Bee Gees ставят старый, как мир, вопрос: это
ваш новый старт или ретроспектива? "Вот
всегда так: стоит нам подойти к выпуску
очередной пластинки - люди начинают
думать о ней как о "камбэке", -
почему-то совсем не кипятится чрезмерно
спокойный Барри Гибб. - Ну, наверное, это
ретроспектива, взгляд на четыре или даже
пять десятилетий у нас за плечами, на всё
то, что на нас повлияло за эти годы. Я
полагаю, наш "мессидж" на этом
альбоме - "мы любим разную музыку".
Это не то, что "Saturday
Night Fever" или "Main Course". Мы просто подумали: а
сколько действительно разных песен мы
можем сделать? Потому что делать альбом
с музыкой какого-то одного типа в данный
период нашей жизни - это для нас немного
скучновато".
Ведь,
в самом деле - после всех сравнений Bee Gees
с The Beatles, прослушивая, например,
последние записи Пола Маккартни,
нетрудно заметить, что в
технологическом плане Пол так и не сумел
стопроцентно освоить новые возможности
сильно усовершенствовавшейся, со времен
60-70-х, музыкальной техники. То же
касается и других "битлов". Все они
по-прежнему играют с классическими рок-бэндами,
и звучание всех их альбомов - абсолютно
классическое, в "битловском"
понимании. Были бы они сейчас, с таким
подходом, столь же успешны, не будь у The
Beatles их исключительно непоколебимого
легендарного статуса? Пожалуй, это
вопрос.
И
послушайте Bee Gees. Эти ребята недаром
называют себя не поп-группой, а командой
продюсеров, сочиняющих хиты. Ну и, иногда,
ради забавы, слагающих из них
собственные пластинки. Как продюсеры,
они очень внимательно, каждый год,
следят за развитием рынка. За сменой мод,
за потребностью публики, где-то в чем-то,
может быть, неудовлетворенной. Они знают
каждое новое слово в звуковой индустрии,
каждую свежую мысль. Просто, вероятно,
потом они не все и не всегда используют.
Но это Bee Gees и красит. Чувство меры -
великая вещь. Bee Gees оно отличало с их
первого же альбома.
Заглавный
номер свежего диска, "This Is Where I Came In",
выпущенный также отдельным синглом,
называется музыкантами их любимым среди
прочих по одной-единственной причине.
"Потому что он живой, в нем есть чистая
человеческая энергетика. Там только
один вокальный трек, Барри и Морис
играют на акустических гитарах, и еще
трек с ударными. Никаких больше дабл-треков
и других хитростей. Полностью
человеческое чувствование музыки,
которое мы так любим, абстрагируясь от
нашей любви к этой песне, как бы там ни
было", - вступает в рассуждения
скромняга Робин Гибб. И он попал своим
объяснением в самое яблочко. Про
остальные песни нового альбома можно
ничего не объяснять. Все и так понятно.
Bee
Gees снова записали именно то, что они в
самом деле ЛЮБЯТ. Осталось снова
убедиться в том, что то же самое любим мы.
Если
спросить у Мориса Гибба, в чем секрет
группы, которая в каждом из четырех
последних десятилетий имела по хиту "номер
один", он, пожалуй, перечислит простые
слагаемые творческой стабильности и
долгожительства Bee Gees. "Мне хочется
верить, что дело, во-первых, в гармонии.
Во-вторых - это вокал. Ну и потом уже -
тепло, какая-то особая атмосфера песен".
Барри
Гибб заканчивает мысль братьев по-своему:
"Сейчас такие времена, когда никому
уже не нужно петь правильные ноты, никто
не обязан суперточно играть на
инструменте - компьютер способен
исправить всё. Не нужно быть талантливым.
Надо только выглядеть посексуальнее, к
тебе добавят группу танцоров на задний
план, и всё - твоя карьера пошла в рост! Но
мы протестуем против этого, мы бьёмся и
кричим. Это смешно звучит, но мы до сих
пор работаем по принципу "do it yourself",
"сделай всё сам". Это то, с чего мы
когда-то начали". Вот что такое "This Is Where I Came In"
в переводе.
КОНСТАНТИН САВОСЬКИН
"Play", №5/2001
|