THE BEE GEES: Братья, которые не боятся XXI века.
Семейный
подряд - дело, конечно, интересное. А
зачастую и прибыльное. Что же касается
мира шоу-бизнеса - иногда очень
прибыльное. Если обратиться к истории,
можно выделить сразу несколько успешно
функционировавших в прошлом и
действующих поныне семейных
кооперативов: The Osmonds, Jackson 5 (правда,
распавшиеся на несколько
самостоятельных единиц, среди которых
процветают только два ИЧП - Джанет и
Большой Друг Детишек Всего Мира - Майкл),
Van Halen, Heart, Kinks, AC-DC, The Beach Boys и, безусловно,
феномен последних пяти-семи лет - Oasis. И
все-таки англо-австралийцы Bee Gees стоят в
этом ряду особняком. Причин тому
несколько. Во-первых, стаж пребывания в
передовиках у этой группы исчисляется
уже более чем тридцатью годами - страшно
подумать, но они организовались раньше
чем The Rolling Stones! Во-вторых, в конце
семидесятых "жужжащие пчелы" - так,
по-дурацки, переводили в нашем отечестве
простое название "Братья Гибб" -
олицетворяли собой наступление новой
эры "диско", за которой, казалось,
будущее поп-музыки. И, в-третьих,
несмотря на накопленную за долгие годы
выступлений усталость, группа
продолжает периодически выпускать
достаточно симпатичные и приятные во
всех отношениях альбомы. На многое эти
творения не претендуют, но своего
слушателя находят всегда. А это,
согласитесь, немало. Место рождения
группы имени братьев Гибб - а ядро группы
составляют три брата, Робин, Морис и
Барри, - австралийский город Брисбейн,
куда эмигрировали из Великобритании их
родители. Первое название The Gibbs
принадлежало чисто вокальной группе,
где ведущую роль играл старший из
братьев Барри, а младшие - близнецы Морис
и Робин - были на подпевках.
Стиль
группы в то время оригинальностью не
отличался и, скорее, соответствовал поп-
и биг-бит-мэйнстриму начала 60-х. Что
обращало на себя внимание, так это
блистательное и очень гармоничное
многоголосие. За группу ухватилось
несколько местных "раскрутчиков",
но добиться успеха в далекой от основных
маршрутов поп-звезд Австралии было
делом почти безнадёжным, и всё же братья
сумели выпустить два долгоиграющих
альбомов и несколько синглов. Переезд, а
точнее возвращение в Англию, было
ознаменовано в первую очередь
подписанием контракта с австралийским -
надо же было так далеко ехать! -
антрепренером Робертом Стигвудом,
который имел солидный опыт работы с
такого рода коллективами и прекрасно
ориентировался на рынке. Он решил не
вносить изменений в сложившийся стиль
семейства - напротив, Стигвуд делал всё,
чтобы как можно эффектнее акцентировать
его. Для этого трио было преобразовано в
квинтет путем введения в состав двух
опытных инструменталистов. Однако
братья по-прежнему держали творческий
процесс под своим контролем - все песни
группы писали исключительно они сами, и
наотрез отказывались пользоваться
каким-либо "посторонним"
материалом. И, тем не менее, опытные
аранжировщики им все же понадобились. В
результате The Bee Gees выпускают серию
интересных хит-синглов, которые на
протяжении 1967-1969 годов покорили
слушателей по обе стороны Атлантики и
принесли братьям заслуженную славу.
Единственным
недостатком - с точки зрения Стигвуда -
была нелюбовь братьев к гастрольным
поездкам: как не любили они это дело в 60-е,
так и не любят в конце 90-х.
Первый
кризис наступил в начале 1969 года, когда
Робин начал довольно успешную сольную
карьеру - это привело к дрязгам и
противостоянию остальных музыкантов, и
в результате Bee Gees распались. К счастью,
распад оказался всего лишь "полураспадом"
- очень скоро ценой титанических усилий
Стигвуд сумел вернуть Робина, и с тех пор
формат группы в виде трио уже не менялся.
Братья вновь приступили к совместной
работе - последовала новая серия
мелодичных и запоминающихся хитов,
среди которых выделялась композиция "Lonely
Days, Lonely Nights". Популярность группы
заметно выросла, каждая пластинка
попадала в Тор-10, а синглы в Тор-5.
К
середине семидесятых Bee Gees приобрели
статус одной из ведущих групп поп-рока -
стиля, который следовало скорее
относить к эстраде. Надо отдать должное
семейству - братья Гибб не собирались
почивать на лаврах и продолжали
интенсивный творческий поиск. Поскольку
все они большую часть времени проводили
в Америке, где каждый прикупил себе
недвижимость, вполне естественным было
обращение к некоторым направлениям
американской, а точнее - негритянской
музыки. Именно тогда с группой произошла
решающая метаморфоза, благодаря которой
несколько лет спустя The Bee Gees вознеслись
на вершину мировой славы.
Начали
The Bee Gees с эффектнейшего сингла "Jive Talkin'",
сработанного в классических традициях
соул. Выпущенный несколько позже альбом
"Main Course" практически весь был
выдержан в этом ключе. Решение на столь
радикальные изменения стиля было тем
более верным, что вокальные возможности
братьев идеально соответствовали
канонам "черной" музыки. От соул
просто напрашивался переход к диско, тем
более что культура диско, начиная с
середины 70-х годов, полностью овладела
умами молодого поколения, а хард-рок,
казалось, был списан в утиль.
Поистине
звёздным часом группы стали съемки в
ставшем вскоре культовым диско-фильме
"Лихорадка субботнего вечера" (кстати,
именно с этого фильма началась карьера
Джона Траволты). Учитывая, что
сегодняшние читатели "Ровесника",
скорее всего, не видели этот фильм,
коротко напомню, о чем идет речь. Ничем
не примечательный молодой человек (Траволта)
работает посудомойщиком и живёт также
незаметно. И вдруг в один субботний
вечер он преображается - герой решается
отправиться в модную нью-йоркскую
дискотеку "Zoo", где превращается в
прекрасного танцующего принца (чем не
Золушка в мужском варианте!). Публика, а
особенно длинноногие красотки, - в
полном отпаде! В конечном итоге все
завершается хэппи-эндом, где к услугам
героя успех, слава, и, конечно же, любовь.
Сюжет незамысловатый, но главным героем
фильма оказалась музыка, которую
написали и исполнили братья Гибб.
Саундтрек был просто нашпигован
отменными танцевальными хитами -
неудивительно, что тиражи диска
немедленно рванулись вверх.
1978
год приносит второй фильм, вновь ставший
блокбастером в молодежной аудитории, -
"Grease". И снова в главной роил кумир
подростков тех лет - Джон Траволта.
Правда, на этот раз в дуэте с
австралийской певицей Оливией Ньютон-Джон.
В этой картине нашел отражение другой
"бзик" Америки конца семидесятых -
стиль ретро. The Bee Gees не столь существенно
участвовали в создании саундтрека,
написав всего одну песню. Зато в третьем
своем фильме - "Srt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"
- братья играли главные роли вместе с
невероятно популярным тогда рок-музыкантом
Питером Фрэмптоном. Тем, кому название
фильма кажется подозрительно знакомым,
сообщаю, что именно в 1978 и 1979 годах
произошел выброс очередного
протуберанца "битломании", и на
волне этого интереса Стигвуд снял
фильма на актуальную, так сказать, тему.
В картине неизвестная группа (Фрэмптон
её лидер) добивается сказочного успеха,
исполняя песни The Beatles. Задействованные в
фильме Элис Купер, Aerosmith, Earth Wind & Fire и
Билли Престон тоже вовсю "битломанят",
инетерпетируя нетленные песни "Великолепной
четверки". При этом в фильме нет
обычных для кинематографа диалогов
героев - они общаются посредством
текстов песен "битлов". Надо
сказать, что успех фильма (ныне доступен
в формате VHS) и саундтрека к нему был
грандиозным. Затмившим даже "Лихорадку
субботнего вечера". The Bee Gees становятся
музыкальным символом десятилетия,
закрепляя этот титул выразительнейшим
альбомом "Spirits Having Flown". Увы, но
вскоре прекрасной сказке наступил конец:
на смену казавшемуся вечным диско
пришла жесткая и прагматичная "новая
волна", а затем - возродившийся в виде
"хэви металл" тяжелый рок. Спрос на
пластинки группы резко пошел вниз. Дело
не спасали даже многочисленные побочные
разовые проекты братьев - с Барброй
Стрейзанд, Крисом Кристоферсоном,
Майклом Джексоном. И хотя музыка группы
по-прежнему доставляла удовольствие и
производила очень приятное впечатление,
казалось, получать это удовольствие
больше никому не хочется.
Блеклые
восьмидесятые также вяло и незаметно
перетекли в девяностые - семья Гибб
перешла на стандартный график давно уже
потухших звезд: один альбом в три-четыре
года, пара синглов, скромное турне.
Впрочем, свое имя в историю они уже
вписали, и теперь могут предложить
другим попытаться сделать то же самое и
хотя бы приблизиться к достижениям The Bee
Gees второй половины 70-х. Им XXI век не
страшен.
АНДРЕЙ БЕСПАМЯТНОВ
"Ровесник", №6/1999
|