ADRIANO CELENTANO: Поёт Адриано Челентано.
На
родине его часто называют "родоначальником
новой эстрадной песни", "крёстным
отцом итальянской молодёжной музыки".
В таких броских эпитетах всегда есть
доля преувеличения, но представить себе
современную итальянскую песню без
Адриано Челентано действительно
невозможно. И дело не только в том, что
вот уже больше двух десятилетий он
остаётся одним из самых популярных
певцов. Ещё важнее, пожалуй, то, что и
сегодня имя Челентано остаётся
синонимом постоянных поисков нового,
отказа стоять на месте.
"Мне
на роду было написано стать музыкантом,
шутливо вспоминал Адриано, - в противном
случае я посрамил бы славное имя,
которым названа наша улица". Он
родился 6 января 1938 года в Милане, на
улице, носящей имя великого немецкого
композитора Кристофа Виллибальда Глюка.
Школу ему так и не удалось закончить: уже
в тринадцать лет Адриано начал
зарабатывать на жизнь.
Его
путь на эстраду был таким же, как у
многих молодых певцов тех лет, - поначалу
отсутствие всякого интереса к музыке,
потом внезапное увлечение входившим в
моду рок-н-роллом, наконец, попытки
попробовать собственные силы в этом
жанре: сначала он выступал перед
друзьями-сверстниками, затем перед
публикой дешёвых тратторий и баров на
городских окраинах. В Италии таких
певцов в те годы было множество, и
Адриано почти ничем среди них не
выделялся, разве что силой голоса и
умением держаться на сцене.
Известность
пришла к нему в 1958 году, когда он стал
победителем на первом в Италии
фестивале рок-н-рола в портовом городе
Анкона: Челентано удостаивается
множества пышных титулов и получает
возможность записываться на пластинки.
И, тем не менее, всерьёз его не принимают.
В прессе Челентано называли "королём
на одну неделю", газеты спорили о том,
сколько месяцев он ещё продержится, и
кто придёт ему на смену. И будь Челентано
всего лишь имитатором американских
кумиров – исполнителей рок-н-ролла,
пророчества эти, несомненно, сбылись бы.
Однако он недолго был подражателем –
очень скоро Челентано начинает писать
свои собственные песни, и среди них были,
безусловно, удачные. Так, в 1959 году он
исполняет песню "Бунтарь", ставшую
знаменитой (и давшую название его
аккомпанирующему ансамблю), в 1961 году за
песню 24000 Поцелуев" удостаивается
второй премии на фестивале в Сан-Ремо,
ещё через год побеждает на песенном
конкурсе "Кантаджиро" (песня "Ты
Далеко От Меня"). Затем последовали
успешные выступления в парижском мюзик-холле
"Олимпия". Челентано создаёт новую
фирму грамзаписи "Клан", постепенно
собирает вокруг себя музыкантов –
друзей юности и создаёт тот коллектив, с
которым работает по сей день. В эти же
годы он начинает сотрудничать с
композиторами Джино Сантреколе и Мики
Дель Прете, с поэтами Лучано Береттой и
Данни Беске. В его песнях слышна и
напевность неаполитанских канцонетт, и
сентиментальность городского романса.
К
Адриано Челентано приходит подлинная
творческая зрелость. В 1966 году он
выступает в Сан-Ремо с песней "Парень
С Улицы Глюка", и рецензент газеты
итальянских коммунистов "Унита"
пишет о ней: "Это автобиография не
только самого Адриано, но и сотен тысяч
итальянцев целых двух поколений,
которые подобно родителям певца –
выходцам из Апулии, были вынуждены
бросить землю и крестьянский труд на
разорённом Юге и искать призрачное
счастье на промышленном Севере. Это
рассказ о том, как наша действительность
лишает человека его корней,
обезличивает его душу".
От
"Парня С Улицы Глюка" тянется нить к
главным произведениям Челентано конца
60-х годов, к песням, похожим на народные
притчи, к рассказам о тех проблемах,
которые волнуют всю страну, - о
безработице и зверском истреблении
природы, о горькой участи людей, не
сумевших найти на родине куска хлеба и
знающих по себе, как горько звучат слова
"иностранный рабочий", об Италии,
охваченной кризисом, и о том, как тяжело
живётся человеку в окружающем его мире.
Теперь
певец работает медленно, вдумчиво,
тщательно отделывая каждую песню. За
десять лет (1966-1976) им записано всего
около шестидесяти новых песен –
значительно меньше, чем любой другой
признанной "звездой" итальянской
эстрады. И дело не только в том, что в
своём творчестве Адриано стал куда
серьёзнее и требовательнее к себе, чем
раньше: просто у музыки появился
соперник – кино.
Кинематографическая
карьера певца началась одновременно с
первыми большими успехами на эстраде.
Поначалу его приглашали играть по сути
дела самого себя – модного певца,
восходящую звезду молодёжной песни.
Таков Адриано в своих первых картинах
"Песни, Песни, Песни" (1959), "Молодая
Европа" (1960). В 1960 году Федерико
Феллини ввёл его в один из эпизодов
своей "Сладкой Жизни" просто как
характерную примету времени. Однако
постепенно Челентано заинтересовал
режиссёров и как драматический актёр.
Его стали приглашать на роли, не имеющие
никакого отношения к музыке. После
фильмов "Странный Человек", "Большое
Ограбление В Милане", "Постоялец",
"Серафино" популярность Челентано-актёра
стала соперничать с популярностью
Челентано-певца.
"Создаваемый
им образ сродни персонажам народной
комедии – он простоват и лукав, наивен и
мудр одновременно", - говорил об
Адриано знаменитый режиссёр Пьетро
Джерми, создатель "Серафино". "В
своей работе на экране он продолжает
развивать характер героя своих песен, а
главная сила в их народности. Он
настолько уверенно работает на
съёмочной площадке, так старается
вникнуть во все стороны
кинопроизводства, что мне кажется, он
скоро сам станет режиссёром".
Джерми
оказался прав. В 1975 году на экраны вышел
фильм "Юппи-ду", вступительные
титры которого были на редкость
однообразны: "сценарий А. Челентано,
музыка А. Челентано, в главной роли А.
Челентано, режиссёр и продюсер А.
Челентано". В этом же году этот фильм
демонстрировался на Московском
международном кинофестивале.
Но
работа в кино и на телевидении оставляла
всё меньше времени для музыки и в 1967 году
Адриано перестаёт выступать с
концертами. Теперь его контакт с
публикой ограничивается редкими
появлениями на эстрадных фестивалях. В
1968 году он занимает второе место в Сан-Ремо,
а два года спустя, вступая в дуэте со
своей женой Клаудией Мори, впервые
становится победителем этого самого
престижного в Италии песенного конкурса.
К концертной деятельности Адриано
вернулся лишь в 1977 году, совершив
большое турне по крупнейшим залам и
стадионам Италии.
Тогда
же Челентано немало удивил своих
многочисленных поклонников, выпустив
пластинку, которую вы сейчас держите в
руках, пластинку, целиком выдержанную в
традициях музыки "диско".
"Диско"
привлекает меня своей демократичностью,
тем, что адресат этой музыки – это самые
широкие массы молодёжи", - объяснял
Челентано неожиданную для многих
рецензентов смену музыкальных
направлений. "Конечно, пока мы слышали
значительно больше плохой "диско-музыки",
нежели хорошей. Всё зависит от того,
насколько серьёзно и требовательно ты
подходишь к работе над танцевальной
музыкой. Результатами этого первого для
меня опыта работы с новыми ритмами я,
честно говоря, доволен".
Г. ЛИБЕРГАЛ
Аннотация к пластинке "Disco Dance",
выпущенной фирмой "Мелодия" в 1986 году.
|