SPARKS: История. (MP3-CD "Домашняя Коллекция")

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕССА

<<СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЁЗДАМИ, РЕЦЕНЗИИ>>


SPARKS: История.

НАЧАЛО.

Рон Мэйел появился на свет 12 августа 1948 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Спустя 5 лет родился его младший брат Расселл. Случилось это 5 октября 1953 года. Об их родителях известно сравнительно немного – отец очень рано ушел из жизни, а мать, простой библиотекарь, осталась одна с двумя сорванцами.

В детстве Рон и Расселл пробовали себя в качестве моделей для рекламы различной одежды в каталогах, и уже тогда невозмутимый Рон многим казался неподражаемым в своем "ледяном" имидже. Кстати, позже он с особым удовольствием работал мороженщиком.

Поступив в легендарный университет UCLA в Лос-Анджелесе, братья сразу же включились в известное своей кипучестью движение студенческих рок-групп. Их первая группа носила название "Urban Renewal Project". Позже название группы было изменено на "Halfnelson" и музыканты приступили к созданию демо-записей для звукозаписывающей компании. Эти записи, сделанные в 1968 году, вошли в историю как "Halfnelson Demos".

В то время в составе "Halfnelson" были: Расселл Мэйел/Russell Mael – вокал и бас-гитара, Рон Мэйел/Ron Mael – клавишные, Эрл Мэнки/Earle Mankey – гитара, Джон Мэндельсон/John Mendelsohn – ударные, Шуэли Ральф Освальд/Surly Ralph Oswald – бас.

Однако выпуска первого альбома предстояло ждать еще 3 года. За это время серьезно изменился состав группы: ушли Мэндельсон и Освальд, зато Эрл Мэнки пригласил в группу своего брата Джима, а за барабаны сел Харли Файнштейн/Harley Feinstein. Первый альбом, получивший название "Halfnelson", увидел свет на лейбле Альберта Гроссмана Bearsville благодаря стараниям продюсера "Halfnelson" Тода Рандгрена, поверившего в талант ребят.

Несмотря на ставшую довольно популярной песню "Wonder Girl", альбом продавался совсем не такими темпами, как того хотелось бы Рону и Расселлу. Оно и понятно: музыка была настолько эксцентричной и необычной, что обыватели просто не рисковали покупать ее. К тому же поведение Halfnelson на сцене также было чрезвычайно нетипичным для рок-групп того времени (Расселл демонстрировал эксцентричные телодвижения на сцене, а Рон со своими фирменными усами "застывал" за пианино в своем ставшим впоследствии легендарном "ледяном образе").

Однако ребята не особенно расстроились и тут же начали запись нового альбома. Тем не менее, было решено заменить непривычное название "Halfnelson" ("Полунельсон" – термин из спортивной борьбы) на более запоминающееся "Sparks", под которым группа и вошла в историю мировой музыки. Название это отнюдь неслучайное – оно перекликается с именем эксцентричных братьев Маркс - Marx Brothers/Sparks Brothers. Альберт Гроссман предложил Рону и Расселлу назваться The Sparks Brothers... в итоге группа получила название Sparks.

Долгожданный второй альбом под названием "A Woofer In A Tweeter's Clothing" был выпущен Sparks в том же составе в 1972 году. И вот тут уже группу ждал немалый успех. Синг "Girl From Germany" стал чрезвычайно популярным в Штатах, и о группе узнала широкая аудитория. На волне популярности компания Bearsville переиздала их первый альбом, изменив его название на "Sparks".

Казалось бы – настало время пожинать плоды и увеличивать свою популярность в США. Но Рон и Расселл Мэйел думали иначе. В 1973 году они распустили группу и ... уехали в Великобританию.

ВЕЛИКОЕ АНГЛИЙСКОЕ ДЕРБИ.

Переезд в Англию был отнюдь не случайным – еще в 1972 году братья Мэйел, известные еще по университету англофилы, впервые посетили Британские острова. Вместе с удовлетворением любопытства этот визит был отмечен появлением в местной прессе и на телевидении, что, как и было задумано, сформировало ряды самых ранних европейских поклонников группы.

И вот теперь, после американского успеха Рон и Расселл решили писать музыку в Англии, пригласив к сотрудничеству британских музыкантов.

В 1974 году они заключают контракт с Island и начинают работу над новым альбомом, набрав второй "англо-американский" состав группы, в который вошли, кроме них, ударник Динки Даймонд/Dinky Diamond, гитарист Адриан Фишер/Adrian Fisher и басист Мартин Гордон/Martin Gordon. Первый альбом так называемого "айлендовского периода Sparks" получил название "Kimono My House" (аллюзия на фразу "Common On My House") и сразу же произвел фурор, подняв славу Sparks в Англии до небес... Сингл "This Town Ain't Big Enough For Both Of Us" стал суперхитом, а Элтон Джон даже поспорил с продюсером Sparks Маффом Уинвудом, что этот сингл ждет провал, но, естественно проиграл. Хитом стал и второй сингл альбома "Amateur Hour". С этого момента публика поняла, что Sparks – это всерьез и надолго... Иронические тексты своих песен они одними из первых стали помещать на обложки своих записей, где разворачивались целые комиксы с непрекращающейся игрой слов.

Но "Спарксы" не остановились на достигнутом и в том же 1974 году в слегка измененном составе (басиста Мартина Гордона заменяет Ян Хэмптон/Ian Hampton плюс в группе появляется еще один гитарист Тревор Уайт/Trevor White) выпустили еще один блестящий альбом "Propaganda", увенчанный потрясающими синглами "Never Turn Your Back On Mother Earth" и "Something For The Girl With Everything". Отдельного упоминания стоит оформление обложек альбома, где перед нами – душераздирающая фото-история о... похищении Рона и Расселла – вот они связанные на катере, на заднем сиденье автомобиля с кляпом во рту, а вот уже Расселл пытается вызвать помощь по телефону, избавившись от кляпа... Супер!

С этого момента Sparks становится культовой группой и получает многочисленные эфиры на телевидении, в том числе на легендарной передаче Top Of The Pops. Годом раньше группа уже выпустила свой первый клип на песню "This Town Ain't Big Enough For Both Of Us", который стал одним из первых рок-клипов в истории.

В 1975 году увидел свет альбом "Indiscreet", который спродюсировал небезызвестный Тони Висконти и по сей день являющийся поклонником, помощником и другом Рона и Расселла. И если два предыдущих альбома были созданы примерно в одной стилистической глэм-роковой направленности, то "Indiscreet" был гораздо более смелым экспериментом – здесь и чистейший глэм ("Happy Hunting Grounds"), и марш ("Get In The Swing"), и скрипичное сольфеджо ("Under The Table With Her"), и поп ("I Wanna Hold Your Hand") и даже кантри ("It Ain't 1918"). А тональность песни "In The Future" вообще чрезвычайно похожа на рейв середины 1990-х!!

В том же году "Melody Maker" назвал SPARKS "самой многообещающей группой 1975 года"...

"Спарксы" же в свойственной им манере, вместо того, чтобы спокойно почивать на лаврах, выкидывают очередной фортель – записывают в 1976 году следующий альбом "Big Beat" в стиле ... панк-рок. Набрав абсолютно новый состав (гитара – Джеффри Сален/Jeffrey Salen, бас – Сэл Мэйда/Sal Maida, ударные – Хилли Бой Майклз/Hilly Boy Michaels) Рон и Расселл сделали сумасшедший панк-рок, ведя себя на сцене соответствующим образом: в эти годы на концертах традиционным номером было "убийство стула" – Рон входил в раж и в щепки разбивал о сцену свой стул, на котором он сидел за пианино! Именно эти "зверства" Рона и были запечатлены в фильме "Американские горки"/"Rollercoaster", когда по ходу действия картины нам показывают часть концерта Спаркс. "Big Beat" завершил "айлендовский период" творчества Sparks... Группа вернулась в США.

Зверства со стулом продолжились год спустя, когда в 1977 году вышел следующий альбом Sparks, который получил удивительное название "Introducing Sparks" и был издан компанией CBS. Для его записи братья Мэйел пригласили целую группу высокооплачиваемых студийных музыкантов. От панк-рока там осталось не так много, скорее это был поп-рок. Лучшие песни – Forever Young, Occupation, Ladies.

После этого Sparks замолчали на целых 2 года, но когда они появились перед широкой публикой вновь...

ЧИСТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЕРИОД.

... это были уже совершенно другие Sparks. 1979 год стал определяющим годом... Годом, изменившим музыку группы до неузнаваемости... Годом самых радикальных перемен... Годом, когда Sparks полностью изменили свою стилистическую направленность... Годом, когда Рон и Расселл стали великими людьми, определившими развитие мировой музыки на годы вперед!

Что же произошло? Вышел альбом "No.1 in Heaven".

Блестящее электронное диско, синтезаторы, поистине новое звучание группы. И Расселл опять, спустя много лет, поет фальцетом! Всего 6 песен – но каких! 5 шедевров, среди которых "Tryouts For The Human Race", "Dolce Vita", "The Number One Song In Heaven" плюс одна просто неплохая песня (Academy Award Performance)... Старые поклонники поначалу были шокированы столь резким сменой стиля, но великолепие альбома позволило сократить "период адаптации" до минимума. Продюсировал альбом Джорджио Мородер, а за барабаны Рон и Расс посадили Кейта Форси/Keith Forsey.

Революционное звучание аналоговых синтезаторов вкупе с гениальной иронией SPARKS демонстрировали новую силу музыки выжившей в которой раз группы. Опять культовые, опять британские парни из Sparks вновь стали одним их феноменов поп-музыки (особенно во Франции, где у них оказалось больше всего поклонников) и продолжили свое влияние на молодых музыкантов. The Associates, Soft Cell, Erasure и Pet Shop Boys обязаны им, как российское правительство шахтерам, а Depeche Mode много раз заявляли, что альбом SPARKS "Number One In Heaven" был для них библией.

Вышедший в следующем году альбом "Terminal Jive", одним из продюсеров которого вновь был Джорджио Мородер, был весьма средним по качеству, но, тем не менее, принес Sparks самый коммерчески успешный сингл в карьере ("When I'm With You").

НЬЮ-ВЕЙВ.

В следующем, 1981 году на GME был выпущен альбом "Whomp That Sucker", во многом определивший развитие всего стиля "new wave" на десятилетие вперед. Рон и Расселл снова набрали новый состав музыкантов – бас-гитара – Лесли Бохем/Leslie Bohem, гитара – Боб Хэйг/Bob Haag, барабаны – Дэвид Кендрик/David Kendrick, доп. синтезаторы – Мэк/Mack. Продюсировал альбом Мэк.

Альбом получился отличным и на удивление ровным. 2 блестящих видеоклипа на песни "Tips For Teens" и "Funny Face" усилили положительное впечатление от альбома.

В 1982 году Мейелы выпустили легендарный альбом "Angst In My Pants", который вышел на Warner Bros. Cтилистические рамки альбома были на стыке нью-вейва и поп-музыки. Блестящие песни "Angst In My Pants", "Mickey Mouse", "The Decline And Fall OF Me" и "Nicotina" стали хитами, а Sparks прославились в Штатах своим великолепным выступлением в программе "Saturday Night Live" с песнями "Mickey Mouse" и "I Predict"... Песни "Angst In My Pants" и "Eaten By The Mosnter Of Love" вошли в саундтрек к фильму "Девушка из долины"/"Valley Girl". Примерно с этого же времени Рон стал писать на синтезаторе вместо "Roland" своё имя – "Ronald".

1983 год ознаменовался выходом очередного, 12 по счету, альбома "Sparks In Outer Space". 2 песни – "Cool Places" и "Lucky Me, Lucky You" были спеты Расселлом совместно с солисткой группы Go Go's Джейн Уайдлин/Jane Weidlin, и "Cool Places" стала самым большим американским хитом группы. В клипе на эту песню Рон демонстрирует свой легендарный "танец".

Следующий альбом "Pulling Rabbits Out Of A Hat", вышедший в 1984 году был совсем не нью-вейвовым, а наоборот, казалось, во многом возвращал Sparks к первым электронным экспериментам – одна песня "Progress" чего стоит! Продюсировал альбом Ян Литтл/Ian Little, а издателем выступил Atlantic. Среди лучших песен альбома стоит назвать заглавную "Pulling Rabbits Out Of A Hat", "Progress", "With All My Might" и, конечно, "Kiss Me Quick"...

ПЕРЕХОД ОТ ДИСКО К ПОП-МУЗЫКЕ.

Следующего альбома поклонникам "Спаркс" предстояло ждать еще 2 года, и в 1986 году появился записанный в Брюсселе и спродюсированный самими Роном и Расселлом долгожданный альбом "Music That You Can Dance To". Стиль разительно отличался от всего того, что делали Sparks до этого – "жесткое диско", так бы я охарактеризовал его... И, несмотря на наличие, пожалуй, самой слабой песни в карьере (перепев "Спарксами" опуса "Fingertips" Стиви Уандера), на альбоме было предостаточно ярких жемчужин – таких как, "The Scene", "Let's Get Funky" и в первую очередь, легендарной "Change". Причем последняя на части релизов была заменена на "The Armies Of The Night", что вызывает некоторое недоумение, ибо "Change", вне всяких сомнений – одна из лучших песен Sparks...

"Music That You Can Dance To" стал последним альбомом, записанным Мэйелами совместно с их друзьями Лесли Бохемом, Бобом Хэйгом и Дэвидом Кендриком. Бохем, кстати, после ухода из группы сделал неплохую голливудскую карьеру, создавая сценарии к таким фильмом как "Кошмар на Улице Вязов-5" и "Пик Данте"...

Рон и Расселл же вернулись в Лос-Анджелес, где организовали свою новую студию, назвав ее Fine Arts, на которой в 1988 году выпустили альбом "Interior Design". Несмотря на большое количество новых идей и эксцентрических ходов, альбом вряд ли можно назвать большим успехом, ибо он получился несколько "сыроватым"... Среди лучших песен стоит выделить "Love-O-Rama", "Stop Me If You've Heard This Before", "A Walk Down Memory Lane", ну и конечно песню "Madonna", выпущенную Sparks аж на четырех языках (английском, немецком, французском и испанском)... Жалко, что до русского не добрались.

После выхода этого альбома и ряда концертных туров во Франции вместе с группой Les Rita Mitsouko, для которой Рон и Расс написали песню "Singing In The Shower", ставшую большим хитом, Sparks надолго исчезли от public eye.

Все это время они работали над музыкой к голливудскому фильму "Mai, The Psychic Girl" совместно со сценаристом Ларри Уилсоном (известен работами над "Семейкой Адамс" и "Биттлджюс"). Экранизировать картину должен был Тим Бёртон, но, к величайшему сожалению, идея так и не получила своего воплощения. Фильм так до сих пор и не снят: ( Музыка же Sparks к "Mai, The Psychic Girl" стала среди поклонников супер-раритетом и притчей во языцех...

Sparks вернулись на большую сцену лишь в 1993 году с великолепным синглом "National Crime Awareness Week". Годом спустя появился и новый альбом "Gratuitous Sax & Senseless Violins"...

НОВАЯ ЭРА.

Шесть лет потребовалось Расселлу и Рону, чтобы вернуться на большую сцену в 1994 году с новым альбомом "Gratuitous Sax & Senseless Violins", который был выпущен Logic. Этот альбом получился очень эксцентричным, если не самым эксцентричным в их карьере. Здесь были и меткие цитаты из "Унесенных ветром" (песня "Frankly, Scarlett, I Don't Give A Damn"), и навязчивые мечты стать владельцем BBC ("Now That I Own The BBC"), и просто великие поп-вещи, такие как "When Do I Get To Sing "My Way", ставшая супер-хитом в Германии, или "(When I Kiss You) I Hear Charlie Parker Playing", на полную использующая возможности поп-техно. После долгих лет ожидания они наконец-то написали великолепный европейский альбом, чем заслужили новую волну спарксомании в Старом Свете. Рон успешно перенес операцию по удалению грыжи и слегка изменил форму своих усищ. Рассел подстригся и надел черные очки.

В концертах, которые незамедлительно последовали вслед за выходом альбома, в качестве барабанщицы Sparks выступала прекрасная Кристи Хэйдон/Christi Haydon. Она же снялась и в клипах на "When Do I Get To Sing "My Way" и "(When I Kiss You) I Hear Charlie Parker Playing".

Благодаря этому альбому у Sparks появились молодые поклонники, а старые сразу воспряли духом... В октябре 1995-го и в августе 1996 года в Монреале и Чикаго прошли конференции "Sparks-O-Rama", в рамках которых встретились поклонники группы со всего мира, члены интернетовской организации "Fan Mael", под эгидой которой поклонники группы обсуждают их кумиров.

Sparks не остановились на достигнутом и в 1997 году выпустили уникальный альбом-проект под названием "Plagiarism" (издатель – Lift-Off и Oglio), для которого вместе с Джимми Соммервиллем, Бернардом Батлером, Тони Висконти, Erasure, Faith No More и др. практически заново переписали лучшие песни SPARKS. Некоторые композиций сборника получили сильнейшие симфонические аранжировки (London Symphonic Orchestra), другие были записаны в иных музыкальных тональностях. Среди сильнейших вещей альбома – оркестровая "Pulling Rabbits Out Of A Hat", оркестровая же "When Do I Get To Sing "My Way" и получившая новое гитарное звучание "Angst In My Pants"...

После выхода "Plagiarism" Sparks какое-то время отдыхали, участвуя в саундтрек-проектах (в частности, записали саундтрек к фильму Цуи Харка "Knock Off" и к французскому анимационному фильму "The Cute Candidate").

После ухода Кристи Хэйдон место барабанщицы заняла в 1997 году Тамера Гловер/Tamera Glover. 1999 и 2000 годы ознаменовались концертами Sparks в Лондоне, который не видел их долгие годы, а в августе 2000 года появился последний по времени и восемнадцатый по счету студийный альбом Sparks под названием "Balls". Чуть раньше заработал официальный сайт группы...

Balls не оставил поклонников разочарованными. Большая часть песен создана в поп-формате, хотя попадаются и индастриал ("It's Educational") и драм-энд-бит ("Aeroflot"). Последняя песня наиболее любопытна, ибо посвящена она, как нетрудно догадаться, Российским международным авиалиниям – "Аэрофлоту", одним словом. В песне даже есть русские слова. Что касается остальных песен, то среди лучших стоит отметить "Balls" , "Bullet Train", "Scheherazade", "It's A Knockoff".

SO WHAT'S NEXT?

Перспективы у Sparks весьма радужные – в 2000 г. компания Oglio официально на VHS и DVD выпустила концерт Sparks 1999 года в Лондоне – "SPARKS. Live in London". Кроме того, по имеющейся у меня информации легендарный Mack в настоящий момент работает над DVD, содержащем все без исключения видеоклипы SPARKS. В канун 2001 года Sparks выступили перед многотысячной аудиторией у Бранденбургских Ворот в Берлине, а затем отправились в большое турне с концертами в Австралии и Японии. Вышел их видеоклип на песню "The Calm Before The Storm"...

Что касается нового альбома, над которым Рон и Расселл работают, то тут информации не густо – "Спарксы" темнят и не открывают завесу тайны. Во время Live Chat со "Спаркс", который состоялся 24 декабря 2001 года удалось выяснить лишь то, что в альбоме, название которого также неизвестно, будут 9 песен и то, что "он будет кардинально отличаться от всего, что делали Sparks до сих пор..."

Среди последних релизов Sparks на сегодняшний день – композиция "Concerto In Koch Minor" для немецкого сборника "Gunter Koch Revisited", посвященного немецкому комментатору Гюнтеру Коху и песня "Kakadu"...

MP3-CD "Домашняя Коллекция"


BACK | HOME

djstakan@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru