RAMMSTEIN: Не так страшен, как его малюют. ("Секретные Материалы", №28/2002)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕССА

<<СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЁЗДАМИ, РЕЦЕНЗИИ>>


RAMMSTEIN: Не так страшен, как его малюют.

Вспоминаются времена, когда некто "умно" скаламбурил "Битлз - быдлз", высочайше запрещалось крутить в общественных местах "The Wall" "Пинк Флойда", а на дискотеках - хит "Бони М" "Распутин". Нынче пугалом выставили германскую группу RAMMSTEIN.

Мы рискуем получить на свои головы шквал восторга и ненависти одновременно, запустив на наши страницы эту скандальную поп-группу. Но, во-первых, не надо отрываться от времени, а то превратимся в экспонат какой-нибудь кунсткамеры, во-вторых, Rammstein сегодня на гребне успеха (интересно, почему?) и, в-третьих, повод появился. Пятилетие забойного альбома группы Herzelaid ("Сердечная боль"). Вот в кардиоключе, но без скрежета зубовного, поговорим не о группе, а о феномене Rammstein. Возьмем срез социальный и нравственный.

Недавние гастроли "немецкого феномена" не остались без внимания критики. Про публику и говорить не приходится. Кто-то погибал в ожидании встречи с "любимой" и умер окончательно, дорвавшись до живого просмотра-прослушивания кумиров. Иные брезгливо, по-снобистски (сиречь со знанием дела), морщились, "крестясь" и чураясь. Другие с "антифашистским" пафосом норовили оплевать и обругать германских рок-экстремистов. Главное то, что все мало-мальски знающие Rammstein равнодушными не остались. Стоит заметить, что не на пустом месте. Rammstein - не просто очередная "пуля" западного шоу-бизнеса, а "бомба" длительного действия в полном смысле этого слова. Грохот затих, а впечатление осталось.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ...

Сегодня эта рок-группа считается лидирующей в таком направлении музыкальной поп-культуры, каким является Neue Deutsche Hearte ("новая немецкая жесткость или попросту - новый германский тяжеляк). Насколько этот стиль новый, сказать трудно, но Rammstein удалось добиться, казалось бы, небывалого. Члены группы обычным синтезом нескольких стилей в рок-музыке, жесткого "индустриального" ритма-кувалды, мощного саунда и хард-роковых пассажей добились нового звучания. Лающая "немецка мова" тут как нельзя кстати. Главное, что они этот музыкальный коктейль превратили в поп-арт. Они же умудрились утрамбовать такую адскую смесь до формата дискотечной продукции. Под немцев с удовольствием оттягиваются люди разных возрастов в клубах на дансингах. Поразительно!

Отправной точкой деятельности Rammstein можно считать лето 1993 года, когда Тилль Линдеман, Рихард 3. Круспе и Кристоф Шнайдер (все в прошлом музыканты со стажем) выступили на Берлинском рок-фестивале и получили возможность записаться на высшем уровне в профессиональной саунд-студии. Чуть позже состав дополнился гитаристом Паулем Ландерсом и клавишником Христианом Лоренпом. Появилась команда, которая за считанные годы взбудоражит сначала Европу, а затем - и весь мир. Отрадно отметить хотя бы то, что жесткие немецкие парни, истинные арийцы и все такое прочее, родились и состоялись как музыканты ещё в присной памяти социалистической ГДР. Понятно, что советский режим не мог быть "родным" для таких оторв, как Rammstein. Посему они варились в андеграундном соку тогдашнего альтернативного рока и плевать хотели на официальную культуру. Цензура и гонения только закалили хардроковых при-панкованных "штурмовиков" и подготовила их для будущих баталий на фронтах шоу-бизнеса. До нас из Восточной Германии долетали лишь брызги типа Puhdis или Neumis Rock-Zirkus. Впрочем, "брызги" неплохие!

Название свое сами "рамштайновцы" связывают со средневековым стенобитным орудием либо с авиакатастрофой, произошедшей в одноимённом местечке. Некоторые указывают на инструментарий строительных компаний. А может, это копёр для забивания свай или - каменная баба-таран на стреле автокрана для разрушения ветхих строений? Проще говоря, "каменный таран". Такое название вполне соответствует музыке и духу команды. По словам лидера группы, название "...отражает силу и мощь". В этом мы смогли убедиться на концертах во время ударного турне группы. "Моща" перла из всех щелей!

В 1995 году Rammstein подписывает долгосрочный контракт со звукозаписывающей фирмой Motor, и пошло-поехало. Группа с грохотом, нагло и напористо штурмовала поп-олимп. Похоже, что в ближайшее время слезать оттуда "каменные" ребята не собираются.

Следующим этапом взлета Rammstein стало участие в записи саунд-трека к фильму Дэвида Линча "Шоссе в никуда" (Lost Highway). Интересно то, что музыка понравилась, прежде всего, жене Линча, а потом уже самому киномэтру который по-немецки ни бум-бум. А вот пессимистически-некрофильский дух композиций с альбома "Сердечная боль", 1997, пришелся Линчу по душе. Этим диском группа завоевала себе прочную (пока, во всяком случае) популярность.

ДО ЧЕГО ДОШЛИ...

Сложно сказать, то ли скандалы преследуют Rammstein, то ли ребятки сами их провоцируют. Шумиха вокруг группы началась практически сразу по засветке "возмутителей спокойствия" в видеоклипе на перепев песни Stripped команды Depeche Mode, где использованы кадры нацистского фильма "Олимпия". Канал MTV было, взялся продемонстрировать сей шедевр, да поосёкся и зарубил прокат. Неполиткорректно, понимаешь ли! За это продюсер канала Бернд Ратьен жестоко поплатился: рок-штюрмеры во главе с неунывающим Линдеманом заманили несчастного в тёмный уголок телекомпании. Там оторопевшего от неожиданности Ратьена привязали к стулу скотчем, на причинном месте укрепили петарду и подожгли фитилек. Милые развлекухи! Пиротехнический снаряд оказался обманкой-шутихой, которая только перепачкала продюсера красной липкой сажей. Попытка судебного разбирательства ни к чему не привела (не пойман - не вор!), а лишь подбавила группе популярности.

А чего стоит скандальное выступление Rammstein на германском рок-фестивале в августе 1998-го, когда Тилль предстал перед публикой с пристегнутым фаллоимитатором, которым в срочном порядке отделал клавишника Лоренца. Этого, видимо, солисту показалось мало, и он без особого стыда из того же "инструмента" стал "мочиться" на сцену, а затем и в зрителей. Понятно, что чистой водой, но фаны безумствовали как никогда! Такие демонстрации музыканты группы считают вполне нормальными. На питерских выступлениях, правда, сценического хулиганства не наблюдалось. Надо признать, шоумены они классные и на сцене звучат не хуже, чем в студийном исполнении, что говорит только о высоком профессионализме.

НЕЧА НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ…

Эпатажные выходки "рамштайновцев" добавляют им параллельную славу то гомосексуалистов, то профашистов, то сатанистов, то извращенцев и некрофилов. Ярлыков хоть отбавляй. Сами "бабокаменные", похоже, от этой популярности не страдают. Любая известность хороша, даже плохая и скандальная!

В нашей прессе нет-нет, да и вспыхивает полемика по поводу этой группы. Очень уважаемые журналы и газеты позволяют себе выпады от совкового "не пущать" до сверхлиберального "сам дурак, потому что не сечешь крутизны и новизны". Не будем осуждать коллег-журналистов, каждый имеет право высказаться с трибуны. Но можно вспомнить, как костерили в свое время джаз, рок-н-ролл, авангард. Даже если германская рок-команда так вредна, врагов надо знать в лицо! Пусть изгаляются "на поверхности".

Впрочем, что мы о плохом. Давайте говорить о хорошем. Не стоит забывать музыкальную "самость" Линдемана и компании, непохожесть на других, безусловный талант (даже шуметь и грохотать надо уметь!). Что есть, то есть. И об эстетичности-неэстетичности Rammstein спорить не стоит. Ведь понятие эстетики много шире тех рамок, в которые его загнали ханжи от культуроведения, - красота. Да и красоту люди понимают по-своему. Кому-то нравятся больше блондинки, а кто-то с ума сходит по жгучим брюнеткам. Всем места хватит! Раз уж записались в свободные люди, то давайте уважать чужие вкусы и пристрастия. Бог с ними.

Вопрос в другом. Линдеман со товарищи, конечно, могут "вколачивать сваи", как их душеньке угодно. Но не надо провозглашать, мягко говоря, глупости о том, что музыка суть воспитатель подрастающего поколения. На рынке, как известно, спрос рождает предложение. Не было бы заказа на продукты a'la Rammstein, не было бы и самого бешеного успеха "каменнобабых" германцев. Была бы группка почитателей, а команда так бы и осталась побрякивать гитарками и трясти игрушками из секс-шопа на заднем дворе шоу-бизнеса. Бизнеса, отмечу. Смерть, тяга к суициду воспевание тлена, явная некрофилия со скабрезностями и неприкрытой брутальностью, видимо, - ожидания и образ мышления тех, кто заказывает музыку. Посему (с горечью или восторгом) констатируем факт: если Rammstein - явление времени, то времена нынче крайне специфические. В прямом и переносном смысле.

Если у части граждан (заметим, немаленькой) в голове некий сумбур из некросуицидных настроений и национализма непонятного происхождения, то вопросы не к нам, а к психопатологам и так далее. Конечно, замечено, что ударная энергичная музыка способствует релаксации и снятию агрессивного импульса. Это хорошо. Но не стоит забывать, музыка может провоцировать не только созидание, но и разрушение. Вот что будет строиться при звуках "рамштайновского" копра?

Пристрастия рок-штурмовиков и их фанатов к нацистским ценностям говорят не о возрождении фашистского движения, а о том, что память человечества постепенно теряет стереотипно-ассоциативные связки типа "нацизм = концлагеря, газовые камеры, печи", "немецкий фашизм = смерть, массовые расстрелы, вандализм". Этому вполне соответствует эстетика творчества и имиджа Rammstein, что не мешает им ни в коем разе "заколачивать" на сцене и в жизни.

Информационный спонсор рубрики Радио "РОКС".

СЕРГЕЙ ГОЛУБЕВ

"Секретные Материалы", №28/2002


BACK | HOME

djstakan@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru