BJORK: Она поёт поперёк музыки. ("Телевик", №29/1995)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕССА

<<СТАТЬИ, ИНТЕРВЬЮ СО ЗВЁЗДАМИ, РЕЦЕНЗИИ>>


BJORK: Она поёт поперёк музыки.

Скандально известная певица Bjork выпустила новый альбом "Post".

Что можно написать о пластинке, которую ждешь больше года? Давайте разберемся с технической стороной дела, и потом поговорим о любви вообще.

Структурно альбом во многом перекликается с предыдущей работой Бьорк "Дебют". Это и первый "джунглевый" номер, сразу ставящий точки над "и" в вопросе, своя ли она в этом мире. Это реверансы в сторону джаза. Но вместе с тем "Post" разительно отличается от всего, что делала Бьорк и сольно, и в составе "Sugar Cubes". Это то, что принято называть "личностной" работой, где настоящее понимание её и прочувствование придет много позже.

Спродюсирован альбом крайне неровно. Если "Дебют" был весь подчинен одной идее и выполнялся с использованием одного удачно найденного приема, то "Post" - ничто иное, как "американское поле экспериментов". Благодаря активному участию в проекте фронтмэна "808 State" Грэма Мэсси, звуковое пространство стало максимально синтетическим. К известному мастеру (это не сарказм) по части извлечения звука из любых предметов Нейли Хуперу присоединился молодой продюсер Трики, ранее работавший с "Massive Attack" и выпустивший блестящий сольный альбом. И вот на протяжении 50 минут это "трио" доказывает себе и нам, что "всё в пирог пойдёт". Что же может предпринять против такого поворота событий маленькая исландская девушка, на которую ставят, как на хорошую скаковую лошадь (что, впрочем, неизбежно)?

Она берет на вооружение два простых приема. Один, истинно родной, чукотский - "что вижу, о том и пою". Из лирики практически исчезли "красивости", фразеологизмы, все чувства предельно чисты и откровенны. Второй прием - детский. Бьорк упрямо поет "поперек" музыки, сознавая, что главное богатство - её волшебный голос, и давая музыке существовать как дополнительной краске, лишь иногда взаимодействуя с ней. Нельзя не сказать, что от этого альбом несколько теряет мелодически, но приобретает нечто гораздо большее в ментальном плане.

Вернёмся к продюсерам. Конечно, в каждой песне есть интересные находки, и "Post", как и "Дебют", вполне можно использовать в качестве учебника. Хорошо выдержана одна из главных "фишек" - соединение электронных минимализмов со звучанием симфонического оркестра (кстати, оркестровками занимался сам Эумир Деодато). Но в целом еще раз подтвердилось: тандем Бьорк - Хупер и то, что Бьорк делает сама - на голову выше всего остального материала. Чего стоит "Hyper-Ballad" о девочке, которая сидит на вершине горы и кидается бутылками, пока её возлюбленный спит в хижине. Кто не влюбится в эту песню?

Теперь о любви. Можно долго говорить о достоинствах и недостатках музыки, но есть девушки, чьи капризы мы упорно сносим и решаем проблемы, которые они нам создают, потому что знаем - когда они любят, количество звезд, проплывающих у нас перед глазами, сильно превышает вместимость Вселенной. А за это можно многое простить. (Одно "но": если третий альбом станет сборником "каверов", я первый кину в неё камень!)

АЛЕКСЕЙ РУМЯНЦЕВ

"Телевик", №29/1995


BACK | HOME

djstakan@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru